MENU
Главная » Статьи » Характеристика видов стратегий предприятия

Ресурсно-рыночная стратегия

Ресурсно-рыночная стратегия включает в себя решения, которые определяют взаимоотношения предприятия с рынком ресурсов. По своей структуре она напоминает товарно-рыночную стратегию предприятия. Разница лишь в том, что, в отличие от товарно-рыночной стратегии, где предприятие выступает как владелец, который выпускает и продает продукцию, в ресурсно-рыночной стратегии оно выступает в роли покупателя.

Эта стратегия включает две сферы решений. Первая - решения, которые определяют поведение предприятия на рынке средств и предметов труда; вторая - решение относительно номенклатуры, объемов и качества закупаемых и используемых ресурсов. Эта стратегия определяет позиционирование предприятия на рынке ресурсов и позиционирования рынка ресурсов на предприятии. То есть, стратегия включает у себя две группы решений, которые складывают соответственно ресурсную стратегию (аналог товарной стратегии) и стратегию поведения на рынке ресурсов (аналог рыночной стратегии).

Ресурсная стратегия состоит из двух групп: стратегии объема ресурсных запасов и стратегии их качества. В отличие от товарной стратегии номенклатуры, ассортимент ресурсов не является предметом стратегических решений. Поэтому главное внимание при формировании ресурсной стратегии уделяется решениям, которые определяют качество закупаемых ресурсов и их объем.

Принято выделять три варианта стратегии объема ресурсов:

  • - формирование долгосрочных запасов ресурсов, которые бы обеспечивали осуществление производственного цикла без необходимого пополнения запасов;
    - ограничение запасов минимальным страховым объемом, достаточным для обеспечения производства на тот период времени, которое отвечает протяженности одного производственного цикла;
    - формирование среднесрочного запаса ресурсов сырья и комплектующих.

Следует отметить также, что распределение объема запасов ресурсов на долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный можно осуществлять не только на протяжении производственного цикла и за нормами ежедневных расходов, но и по отношению к среднеотраслевым показателям. В качестве наилучшего варианта выступает комбинированный способ, при котором учитывается как индивидуальные особенности конкретного предприятия, так и среднеотраслевые данные.

Выбор стратегии запасов ресурсов для конкретного предприятия зависит также от ряда внутренних и внешних факторов.

  • Внутренние факторы:
    - принятая стратегия обновления номенклатуры продукции и технологический тип предприятия;
    - наличие складских площадей;
    - наличие достаточных финансовых ресурсов;
    - степень жесткости структуры управления предприятия;
    - социальный тип коллектива предприятия и др.

Если деятельность предприятия имеет конъюнктурный характер, который вынуждает руководство предприятия немедленно реагировать на колебание спроса на рынке, то при недостаточном количестве оборотных средств нет смысла делать запасы сырья и материалов всех видов, которые могут понадобиться при разных состояниях спроса. Если же номенклатура стабильна, спрос достаточно высок, а взаимоотношения с поставщиками надежны, то целесообразно вкладывать оборотные средства в долгосрочные производственные запасы.

Стратегия краткосрочных запасов в связи с низким уровнем договорно-правовой культуры и слабостью контрактной системы, хотя и минимизирует размеры оборотных средств, но отличается высокой степенью риска. Несколько неожиданным, но существенным выступает при применении этой стратегии фактор социального типа коллектива предприятия. Однако если учесть, что реализация жестких логистических схем невозможна без четкой дисциплины и готовности работников к выполнению своих обязанностей в комбинации с готовностью принятия самостоятельных решений, то делается понятным, что комбинация стратегии краткосрочных запасов и стратегии обновления номенклатуры выдвигает серьезные требования к коллективу предприятия.

Вторая группа ресурсной стратегии относится к решениям относительно качества ресурсов. Последняя осуществляет непосредственное влияние на качество продукции, которая выпускается предприятием. А это связано с возможностью ее реализации по привлекательным для предприятия ценам. Поэтому такая стратегия в значительной степени связана с принятым в рамках товарной стратегии решений относительно качества изготовленной предприятием продукции. Вместе с тем, при принятии решений относительно качества ресурсов нужно учитывать многофакторность производства, в силу которой качество входного сырья и материалов - лишь одна из предпосылок качества исходной продукции. Кроме нее, на качество исходной продукции влияет:
- состояние оборудования;
- отладка технологического процесса изготовления продукции;
- квалификация работников и много других факторов.

Среди конкретных вариантов стратегии качества ресурсов принято рассматривать три:

  • - приоритетность качества ресурсов;
    - минимальное качество;
    - среднеотраслевое качество.

Тот или другой вариант стратегии может быть применен к любому виду ресурсов. Однако если сделан выбор приоритетности качества по одному виду ресурсов, то он должен относиться и к остальным ресурсам, поскольку в противоположном случае качество исходной продукции будет низким, а расходы на повышение качества неоправданными. Аналогично, выбор минимального варианта за одним видом однозначно создает потребность такого же выбора по остальным ресурсам.

Из решений, которые относятся к поведению предприятия на рынке поставщиков, к стратегическим относятся те, которые определяют структуру совокупности поставщиков с точки зрения распределения объема закупок в этой совокупности. Итак, различают три варианта этой стратегии:

  • - моносегментный рынок поставщиков;
    - доминантно-сегментный рынок поставщиков;
    - полисегментний рынок поставщиков.

 

Первый вариант значит, что в рамках принятой сегментации рынка продавцов ресурсов предприятие практически работает лишь с одним субъектом и закупает у него не меньше чем 90% ресурсов определенного вида. Если на одного обобщенного продавца приходится 70-90% закупок, то такой вариант отвечает доминантно-сегментной стратегии. Остальные возможности относятся к полисегментнои стратегии.

Моносегментная стратегия характерна для таких ситуаций, когда:
- рынок поставщиков отвечает условиям монополии, то есть на рынке ресурсов отсутствуют другие поставщики;
- предприятие сознательно идет на рисковые взаимоотношения с одним поставщиком, не имея о нем полной информации;
- предприятие имеет тесные и давние интеграционные связи с поставщиком.

Самой распространенной является полисегментная стратегия, что характеризуется равномерно ниспадающим распределением структуры закупок относительно поставщиков.

Так называемое дерево вариантов, которые относятся к ресурсной стратегии, можно подать таким образом:

Ресурсно-рыночная стратегия

  • 1. Ресурсная стратегия
    1.1. Стратегия объема ресурсных запасов
    1.1.1. Формирование долгосрочных запасов ресурсов
    1.1.2. Формирование краткосрочных запасов ресурсов
    1.1.3. Формирование среднесрочных запасов ресурсов
    1.2. Стратегия качества ресурсов
    1.2.1. Приоритетность качества ресурсов
    1.2.2. Минимальное качество
    1.2.3. Среднеотраслевое качество


  •  
  • 2. Стратегия на рынке ресурсов
    2.1. Стратегия выбора структуры поставщиков ресурсов
    2.1.1. Моносегментный рынок поставщиков
    2.1.2. Доминантно-сегментный рынок поставщиков
    2.1.3. Полисегментний рынок поставщиков
    2.1.4. Переход от одного рынка поставщиков к другому

Категория: Характеристика видов стратегий предприятия | Добавил:
Просмотров: 6228
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]