MENU
Главная » Статьи » Миссия и цели стратегического управления

Установление целей

Процесс установления целей в разных организациях проходит неодинаково: в одних установление целей происходит централизовано, а в других - с полной децентрализацией. Во многих фирмах эти два подхода комбинируются, а каждый из подходов имеет свои преимущества и недостатки.

В случае полной централизации все цели определяются высшим управленческим персоналом и подчинены единственной ориентации. Вместе с тем, при таком подходе цели могут не восприниматься на низших уровнях управления и даже натыкаться на сопротивление во время выполнения.

При децентрализующем подходе в процессе установления целей рядом с высшим уровнем руководства участвуют и сотрудники более низких уровней организации. Существуют также две схемы децентрализующего установления целей: при первой - процесс установления целей идет сверху книзу. Декомпозиция проходит таким образом, что каждый из подчиненных уровней определяет свои цели, исходя из целей высшего уровня. В использовании второй схемы процесс проходит снизу доверху. В этом случае подчинены уровни устанавливают для себя цели, которые служат основой и для установления целей высшего уровня. Однако для обеих схем является характерным то, что решающая роль должна принадлежать именно высшему руководящему составу.

Согласно логике, при установлении целей следует проходить три последовательных стадии. На первой стадии происходит осмысление результатов анализа среды, формируется стратегическое виденье на второй - проработка соответствующей миссии, на третьей - непосредственно производятся цели.

Последняя стадия, в частности, имеет еще четыре фазы:
- выявление и анализ тех трендов*, которые являются характерными для внешнего окружения организации;
- установление целей для организации в целом;
- построение иерархии целей;
- установление индивидуальных целей и целей подразделений.

Первая фаза. Влияние среды является существенным не только для установления миссии организации. Цели также зависят от состояния окружающей обстановки. При определении сути требований относительно целей подчеркивалась важность такого требования, как гибкость, то есть возможность изменения целей в зависимости от изменений в среде. Однако из этого не следует делать вывод, что цели должны привязываться к состоянию среды только путем постоянной корректировки и приспособления к его изменениям.

При правильном подходе к установлению целей руководство должно предусматривать, в каком состоянии окажется среда, поэтому в соответствии с этим предвидением следует устанавливать и цели. Для этого нужно выявить тренды, характерные для процессов развития экономики, социальной и политической сфер, науки и техники.

Бесспорно, все предусмотреть невозможно, потому что в окружении могут происходить такие изменения, которые никоим образом не вытекают из разоблаченных трендов. Так что менеджеры должны быть готовыми до того, чтобы ответить на неожиданный поворот событий через изменения в среде. Следовательно, открытые тенденции не следует абсолютизировать, однако на них нужно опираться при формировании целей.

Вторая фаза. Во время установления целей для организации в целом важно определить, которые из возможных характеристик деятельности организации следует выбрать за целые организации. Дальше выбирается определенный инструментарий количественного расчета величины этих целей. Важное значение приобретает система критериев, которыми пользуются в определении целей организации. Как правило, эти критерии выводятся из миссии, а также результатов анализа макроокружения, отрасли, конкурентов и места организации в среде.

При определении целей учитывается и то, какие цели организация имела на предыдущем этапе и насколько их достижение способствовало выполнению миссии организации. Наконец, решение за целями всегда зависит от тех ресурсов, которые есть в распоряжении организации.

Третья фаза. Заключается в установлении иерархии целей. Причем иерархия строится как за долгосрочными, так и за краткосрочными целями. Цели определяются для всех уровней. Достижение целей низшего уровня должно обеспечивать достижение целей высшего уровня и в конечном результате достигать цели всей организации.

Четвертая фаза. Чтобы иерархия целей внутри организации была логично завершенной и стала реально действующим инструментом в исполнении миссии организации, она должна быть доказана до каждого отдельного сотрудника. В этом случае достигается одно из важных условий успешной деятельности организации, а именно - каждый работник через свои персональные цели включается в процесс общего достижения конечных целей организации. В такой ситуации сотрудники не только получают представление о том, чего им следует достичь, но и о том, как их результаты отобразятся на конечных результатах деятельности организации в целом. То есть, как и в какой мере, их труд будет способствовать достижению целей всей организации.

Установленные цели должны иметь обязательный статус, как для всей организации, так и для всех ее подразделений и работников. Однако из требования обязательности целей никак не следует их неизменность и вечность. Ведь раньше подчеркивалось, что в условиях динамизма среды цели могут меняться.

Проблема изменения целей имеет ситуативный характер. Цели корректируются каждый раз, как только этого требуют обстоятельства. Однако многими организациями используется подход систематической упреждающей изменения целей.

При таком подходе устанавливаются долгосрочные цели. На их основе производятся легализуемые краткосрочные цели, в частности годовые. После их достижения разрабатываются новые долгосрочные цели. При этом в них учитываются те изменения, что происходят в окружающей обстановке, и изменения на уровне требований, которые выдвигаются к организации со стороны субъектов влияния. На основе новых долгосрочных целей определяются краткосрочные, после достижения, которых опять происходит выработка новых долгосрочных целей. Как видим, при таком подходе не происходит достижения долгосрочных целей, поскольку они регулярно изменяются. Однако в деятельности организации постоянно присутствующая долгосрочная целевая ориентация и регулярно корректируется курс с учитыванием появления новых обстоятельств и возможностей.

Графически этот процесс изображен на рис. 4.2.

Зависимость целей от времени

Рис. 4.2. Зависимость кратко- и долгосрочных целей от времени: дсц - долгосрочные цели; ксц - краткосрочные цели

В практике стратегического управления также выделяют два типа ключевых целей финансовые и стратегические.

  • Финансовые цели:
    - высшие дивиденды
    - увеличение прибыли
    - рост курса акций
    - быстрый рост годового дохода
    - быстрый рост заработной платы
    - рост потоков наличных денег
    - увеличение окупаемости вложенного капитала и тому подобное

Следовательно, финансовые цели, как видим, отражают неотложные потребности организации для потребности организации для обеспечения ее эффективной работы.

  • Стратегические цели:
    - большая доля рынка
    - полное удовлетворение покупателя
    - расширение возможности роста
    - лучшее качество продукции
    - более широкий и более привлекательный набор продуктов
    - увеличение возможностей конкурировать на международном рынке и тому подобное

Следовательно, стратегические цели характеризуют в основном направления укрепления положения организации; сохранение и повышение ее долгосрочных конкурентных позиций на рынке.

По другим признакам различают такие виды целей :
- общие и специфические - по величине охватывания сферы влияния;
- главные и второстепенные - по значению;
- одно- и многопеременных - за количеством переменных в цели;
- основные и поддерживающие - по месту иерархии целей;
- комплементарные, индифферентные и конкурирующие цели - по взаимному соотношению целей и т.д.

Можно интерпретировать цели и таким способом:
дерзкие, но досягаемые;
скромные, но нереальны;
дерзкие, но нереальны;
скромные и недосягаемые.

Приоритет здесь, безусловно, имеют цели первой категории. Цели второй категории возможны при формировании стратегий не склонных к рынку организаций. Относительно третьей и четвертой категорий целей, то их лучше всего исключить из стратегии любой организации.

Категория: Миссия и цели стратегического управления | Добавил:
Просмотров: 6952
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]