MENU
Главная » Статьи » Роль и место стратегического управления

Понятие стратегии и стратегического управления

Стратегия является одной из основных составляющих стратегического управления, а ее выбор и реализация составляют суть такого управления. Существуют два подхода к понятию стратегии.

Первый подход. Он заключается в определении конкретного конечного состояния или результата, который должна достичь фирма, организация или предприятие через длительный промежуток времени (5-10 лет). Для этого разрабатываются долгосрочные планы сроком на 5, 10 или 15 лет, в которых фиксируются конкретные показатели деятельности в определенных интервалах времени. Реализация этих планов должна способствовать достижению четко выраженной цели. Такое понимание понятия стратегии характерно для систем с централизованной плановой экономикой. Итак, можно сделать вывод, что стратегия - это конкретный долгосрочный план достижения поставленной цели. Формирование же стратегии заключается в постановке целей и составлении долгосрочного плана.

Такое понятие стратегии базируется лишь на предположении изменений, а все процессы, проходящие в среде, детерминированные и подвергаются определенному контроля и управлению. Однако такая предпосылка неверна даже для централизованной плановой экономики. Ведь развитие рыночных экономических систем в последние десятилетия свидетельствует, что скорость изменения среды, а также величина дополнительных возможностей, содержащихся в этих изменениях, постоянно растут. Поэтому и стратегия поведения фирмы в рыночной экономике должна, в первую очередь, иметь возможность получить определенные преимущества от изменений и возможностей, которые они порождают.

Второй подход. Здесь стратегия рассматривается как долгосрочное и качественно определенное направление развития фирмы, принадлежащей к сфере средств и форм деятельности, системы взаимоотношений внутри фирмы, позиций во внешнем окружении, что в совокупности позволяет достичь поставленных целей. Если цели определяют то, что хочет получить фирма в результате своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких действий фирма сумеет достичь своей цели в условиях изменений и конкуренции. Такое понятие стратегии исключает детерминизм в поведении фирмы. В этом случае стратегия, определяя направление в сторону желаемого конечного состояния, оставляет свободу выбора с учетом изменения ситуации в окружающей обстановке. Такую стратегию можно охарактеризовать как долгосрочное задача определения поведения фирмы во внешнем окружении, что должно привести фирму к поставленной цели.

Примером первого типа стратегии может служить долгосрочный план производства определенной продукции, в котором зафиксировано сколько и чего нужно выработать в каждом конкретном промежутке времени, а сколько в заключительном периоде.

Примером стратегий второго типа, характерные для стратегического управления, могут служить такие задачи, как - увеличение доли объемов реализации продукции на рынке до определенного конкретного процента, не снижая при этом цены; - начало производства одного продукта при одновременном сокращении производства другого, - развертывание широкой кампании по рекламированию продукции для увеличения объема реализации и т.п..

Поэтому, подытоживая изложенное, следует отметить:

  • 1. Слово "стратегия" (от греч. - Strategia) дословно означает "искусство генерала". Стратегия - это всесторонний комплексный план, предназначенный для обеспечения поведения фирмы и достижение ею целей.
  • 2. Стратегия формируется высшим руководством фирмы, а ее реализация предусматривает участие звеньев всех уровней управления. Основой ее разработки служат основательные исследования и фактические статистические данные. Чтобы успешно конкурировать на рынке, фирма должна постоянно заниматься сбором, обработкой и анализом сведений о внешнем окружении.
  • 3. Различают два подхода в понятии стратегии. Первый - характерный для централизованных плановых экономик, то есть подразумевается конкретный долгосрочный план, при котором все изменения внешнего окружения предсказуемы, а процессы, происходящие в нем, детерминированы. В противном случае стратегия является определенным направлением развития фирмы в условиях изменений и конкуренции.
  • 4. Выработана стратегия, должна оставаться целостной в течение длительного периода времени и быть достаточно гибкой, чтобы при необходимости осуществить ее модификацию или переориентацию.

Итак, понятие стратегического управления, как известно, возникло давно. Каждое предприятие в процессе своей деятельности придерживается определенной стратегии поведения и это не зависит от того, в какое время и при каких условиях оно функционирует. Однако термин "стратегическое управление" был принят в начале 1970-х годов для того, чтобы внести разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, которое осуществляется на высшем уровне. Необходимость проведения такого различия была вызвана изменениями в осуществлении бизнеса, причем эти изменения относились к внешним условиям деятельности предприятия.

Как основная идея, отражающая суть перехода от текущего (тактического или оперативного) управления к стратегическому, есть необходимость переноса центра внимания высшего руководства на внешнее окружение с целью соответствующего реагирования на его изменения.

Существует множество конструктивных определений стратегического управления, приводится западными авторитетными специалистами.

Стратегическое управление - процесс определения и установления связи организации (фирмы) с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям.

Д. Шендел и К. Хаттен

Стратегическое управление - это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием фирмы с ее окружением.

Дж. Хиттенсом

Стратегическое управление - набор решений и действий по формированию и выполнению стратегии, разработанных для достижения целей деятельности фирмы.

Дж. Пиро и Р. Робертсон

В теоретической литературе существует еще целый ряд определений, в которых упор делается на те или иные аспекты и особенности стратегического управления, или его отличие от обычного управления. Для наведения полного определения стратегического управления следует сравнить его с оперативным управлением, которое практиковалось в бизнесе к появлению стратегического управления. Сравнение необходимо провести по ключевым характеристикам управления (табл. 1.1.).

Таблица 1.1.

Сравнение стратегического и оперативного управления

Характеристика Оперативное управление Стратегическое управление
Миссия или назначения Производство товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации Употребление организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамического равновесия с окружающей средой
Сосредоточение внимания менеджмента Взгляд внутрь организации, поиск рациональных путей эффективного использования ресурсов Взгляд вне организации, поиск возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении
Учет фактора времени Ориентация на краткосрочную и среднесрочную перспективы Ориентация только на долгосрочную перспективу
Фактор построения системы управления Управленческие функции и организационные структуры, процедуры, техника и технология Коллектив работников, системы информационных технологий, рынок
Управление персоналом Отношение к работникам как к ресурсу организации и исполнителей отдельных работ и функций Рассматривает работников как основу организации , ее ценность и источник прибыли
Оценка эффективности Эффективность деятельности и управления определяется как категория, отражающая доходность и рациональность использования производственного потенциала Эффективность деятельности и управления определяется в том, насколько своевременно и точно организация в состоянии реагировать на новые запросы рынка и видоизменяться в зависимости от изменения окружающей обстановки

Обобщая рассмотренные особенности стратегического управления и приведенные определения, под стратегическим управлением будем иметь в виду такой вид управления организацией, предприятием, фирмой и тому подобное, который базируется на человеческом потенциале как основе организации, ориентирует производственную деятельность на запросы рынка, осуществляет гибкую регуляцию и своевременные изменения в организации, которые отвечают изменениям окружающей обстановки и позволяют получить конкурентные преимущества, что в совокупности помогает организации выжить и достичь своей цели в долгосрочной перспективе.

Стратегическое управление - это достаточно сложная система, которая составляет динамический процесс анализа, выбора стратегий, планирования, обеспечения и реализации разработанных организацией планов.

Хотя стратегическое управление является важным фактором успешного выживания в сложной конкурентной борьбе, тем не меньше на практике постоянно можно наблюдать в деятельности предприятий отсутствие стратегичности, которая приводит к поражению в конкурентной борьбе и банкротству. Отсутствие стратегического управления оказывается в таких двух формах:

Во-первых, организации планируют свою деятельность, исходя из того, что окружение не будет изменяться или в нем не будут проходить качественные изменения. Складываются такие долгосрочные планы, в которых рекомендуется, что и когда делать в достаточно далекой перспективе, или определить в начальный момент решение на много лет вперед.

Стратегическое управление фиксирует каждый момент, в частности, что организация должна делать сейчас, чтобы достичь желательного состояния в будущем, исходя из того, что окружение и условия деятельности организации будут изменяться. При стратегическом управлении определяются и осуществляются мероприятия в настоящем времени, обеспечивая определенное будущее фирмы, но не вырабатывается план или описание того, что она должна сделать в будущем. При этом для стратегического управления характерным является то, что не только фиксируется желательное состояние в будущем, но и производится способность реагировать на изменения в окружении, которое позволит достичь желательной цели в будущем. В противоположном случае при не стратегическом управлении складывается план конкретных действий как в нынешнем, так и в будущем, что априори базируется на известном конечном состоянии и информации, если окружение фирмы фактически не будет изменяться.

Во-вторых, при тактическом или оперативном управлении разработка программы действий начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов предприятия. При таком подходе оказывается, что организация не в состоянии достичь своей цели, поскольку ее достижение принципиально зависит от желаний и потребностей партнеров и клиентов, а также от поведения конкурентов. Однако на основе анализа своих внутренних возможностей организация может определить лишь объем продукции, которая производится, и затраты на ее производство. Какое количество товара будет куплено и какую цену определит рынок, такой подход не реализовывает.

Рядом с очевидными преимуществами стратегическое управление характеризуется некоторыми недостатками и ограничениями, которые указывают на то, что и этот тип управления не имеет универсального приложения в любых ситуациях для решения заданий, которые возникают.

Проблемы и недостатки стратегического управления

  • стратегическое управление по своей сути не может дать точную и детализированную картину будущего. Желательное состояние предприятия - это не детальное описание его внутреннего и внешнего состояния, которое формируется методами стратегического управления, а более скорое качественное пожелание того, в каком состоянии хотелось бы его видеть, какую позицию занимать на рынке, которую иметь организационную структуру, в какие деловые группы входить и т. п. Все это в совокупности должно определить, выживет это предприятие в будущей конкурентной борьбе или нет
  • стратегическое управление не может сводиться к набору рутинных процедур и схем. Оно нет описательной теории, которая бы давала рекомендации решения определенных заданий или ситуаций. Как свидетельствует практика, стратегическое управление - это определенная идеология бизнеса и менеджмента, которая каждым бизнесменом воспринимается по-своему. Бесспорно, существует ряд рекомендаций, правил и логических схем анализа проблем и выбора стратегий, а также осуществления стратегического планирования и практической реализации стратегии. В целом стратегическое управление - это симбиоз интуиции и искусства высшего менеджмента вести организацию к стратегической цели, высокий профессионализм и творчество управленческих работников, которые обеспечивают связь предприятия с внешним окружением, обновление организации и ее продукции, а также реализация текущих планов
  • для осуществления процесса стратегического управления предприятия нужны значительные усилия и расходы времени и ресурсов. Следует осуществить такое стратегическое планирование, которое четко отличается от долгосрочных планов, обязательных к выполнению в любых условиях. Стратегический план должен быть гибким и способным реагировать на изменения внутри и извне организации. Для разработки такого плана нужны значительные усилия и расходы, а также создание специальных служб, которые отслеживают внешнее окружение. Службы мониторинга, маркетинга и связей с общественностью и прессой приобретают исключительное значение и нуждаются существенных дополнительных расходов
  • ошибки в стратегическом управлении резко усиливают негативные последствия. В условиях, когда в сжатые сроки создаются полностью новые продукты, кардинально изменяются направления инвестиций, возникают новые возможности для бизнеса и исчезают устоявшиеся, цена расплаты за неправильное предвидение и, соответственно, за ошибки стратегического выбора становятся фатальными для организации. Особенно трагическими бывают последствия ошибочных прогнозов, безальтернативный путь функционирования организации или реализация стратегии, которая не подлежит корректировке
  • во время осуществления стратегического управления нередко основное внимание уделяется стратегическому планированию, но важным моментом является реализация стратегического плана. А это предусматривает создание организационной культуры, которая позволяет реализовать стратегию создания систем мотивирования и организации труда, гибкой организации производства. При стратегическом управлении процесс выполнения осуществляет активное обратное влияние на планирование. Поэтому организация, в принципе, не сможет перейти к стратегическому управлению, если не вызрели предпосылки и возможности для создания подсистемы выполнения определенной стратегии

Следовательно, критическое решение проблем, связанных с необходимостью обеспечения эффективного функционирования организации, не только сегодня, но и в перспективе зависит от степени освоения методологии и методов стратегического управления эффективности экономической политики фирмы.

Категория: Роль и место стратегического управления | Добавил:
Просмотров: 32468
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]