MENU
Главная » Статьи » Роль и место стратегического управления

Предприятие как социально-экономический объект стратегического управления

Предприятие занимает особенное место в жизнедеятельности современного общества и выступает в качестве основного структурно-образующего элемента экономики. В нем сочетают труду, материальные и финансовые ресурсы для производства продукции и услуг. Предприятия являются источником удовлетворения потребностей в товарах и услугах, а также местом прикладывания рабочей силы большинства работоспособного населения. Трудовой коллектив предприятия выступает в качестве первичного социального образования, где сочетают индивидуумы и социум, и через него реализуются потребности человека в гражданском назначении. Взаимодействия между предприятиями в определенной степени определяют правовую среду государства и служат моделью взаимоотношений юридических лиц разнообразной природы.

Роль предприятия как институционного экономического субъекта можно оценивать по-разному. Во-первых, основное назначение предприятия заключается в обеспечении определенного дохода его владельцам. Во-вторых, суть предприятия в первую очередь заключается в производстве товаров и услуг и удовлетворении материальных потребностей общества. Важным является и то, что предприятие выполняет функцию обеспечения занятости населения. Однако, в действительности, роль предприятия в жизни общества является намного шире, а вопрос о том, которым оно должно быть в отечественной экономике, намного сложнее. Вот, возникает необходимость системно оценить существенные функции предприятия на современном этапе становления экономики.

Для этого следует определить перечень ожиданий от предприятия экономическими субъектами. В их роли выступают: население и его отдельные группы (работники предприятия, члены их семей, акционеры, инвесторы, владельцы и др.); другие предприятия (реальные и потенциальные партнеры, конкуренты, владельцы новых технологий, финансовых и материальных ресурсов и тому подобное); банки; налоговые органы; научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации; местные и государственные органы исполнительной и законодательной упади; учебные заведения.

Население ожидает от предприятия обеспечения рабочими местами и, соответственно, средствами к существованию, возможности самореализации в коллективе, материальную и моральную поддержки в чрезвычайных ситуациях, получение доходов от вложений в определенное предприятие, спрос на организационно-технологические инновации и тому подобное. От других предприятий ожидаются спрос на товары и услуги, привлечения кадров, которые получили квалификацию и опыт работы на данном предприятии, получение доходов от средств, вложенных в определенное предприятие, спрос на новые технологии, созданные на производстве.

Со стороны банков от предприятия ожидают спрос на кредит и банковские услуги, своевременное возвращение кредитов и процентов на них. Налоговые органы также ожидают от предприятия своевременной уплаты налогов в бюджет. Научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации надеются на спрос относительно научно-исследовательских и конструкторских разрабатываний. Местные и государственные органы исполнительной и законодательной власти ожидают достаточного объема налоговых поступлений для формирования государственного и местного бюджетов, а также реализации структурной политики в реорганизации экономики. Учебные заведения, в свою очередь, ожидают спроса на подготовленных специалистов и тому подобное.

Исходя из выше перечисленного, предприятие, в частности, надеется и ожидает от окружающей обстановки на такое:
от населения - спрос на товары и услуги, привлечение рабочей силы, инновационных предложений, привлечения средств через ценные бумаги, преданности работников интересам корпорации, признания общественной ценности предприятия, поддержки в чрезвычайных ситуациях;
от других предприятий надеется на спрос на современную продукцию и услуги, привлечение квалифицированных кадров, которые приобрели позитивный опыт на других предприятиях, получение доходов от средств, которые были вложены в другие предприятия, спросу на новые технологии;
от банков - получения долгосрочных и краткосрочных кредитов, качественного депозитно-кредитного обслуживания;
от научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций - предложений относительно нужных технологических инноваций;
от налоговых органов - предоставления налоговых льгот и отсрочек
платежей в бюджет;
от местных и государственных органов исполнительной и законодательной власти - бюджетного финансирования, заказов на продукцию и услуги, координацию деятельности с другими предприятиями, создания и поддержки внешних условий деятельности, а также информационной поддержки.

Следовательно, можно сделать вывод, что функции предприятия являются многогранными и сложными. Особенно это касается социальной функции, поскольку взаимные надежды и ожидания предприятия и население лежат в основе существования общества. Другие функции предприятия стимулируют на микроэкономическом уровне движение материальных, финансовых и информационных потоков, перемещения рабочей силы и реализуют действие экономических сил в конкуренции.

Для обоснованной выработки стратегии поведения предприятия в условиях нестабильной экономической среды нужная увязка анализа внутреннего и внешнего окружения предприятия с современным представлением о предприятии в рамках экономической теории.

В экономической теории существует несколько основных концепций предприятия, которые описывают его возникновение, деятельность и ликвидацию. В каждой из них предприятие описывается под определенным углом зрения с акцентом на те или другие особенности. В теории, как правило, выделяют четыре основных направления исследований, которые связаны с описанием деятельности предприятия: неоклассическую теорию; институционную теорию; эволюционную теорию; предпринимательскую теорию.

В неоклассической теории фирмы (будем считать, что понятия фирмы, организации и предприятия употребляются как синонимы) предприятие рассматривается как целостный объект, где осуществляются превращения начальных ресурсов в продукцию и эти ресурсы привлекаются в производство.
В институционной концепции предприятие рассматривается как организация, которая создается людьми для более эффективного использования их возможностей. Расходы, связанные с приобретением нужных материалов и оборудования, оказываются ниже в организационных условиях, чем во время производства этой же продукции без организации, которая объясняет существование предприятия. То есть речь идет о том, что создание и функционирование предприятия должно происходить тогда, когда это целесообразно.
Эволюционная теория возникла в начале 1980-х годов. Фирма рассматривается как один из объектов в среде подобных. Поведение каждого предприятия определяется, с одной стороны, отношениями между членами этой популяции (то есть между предприятиями одной отрасли), а из другого - внутренними характеристиками предприятия, к которым в первую очередь следует отнести устоявшиеся правила принятия решений в ответ на внутренние или внешние действия.
Предпринимательская теория фирмы основывается на представлении о предприятии как о сфере воплощения предпринимательской инициативы.

В качестве главных в этой теории выступают взаимоотношения между предпринимателем и его бизнесом. В роли предпринимателя могут выступать его владелец или директор, руководящие должностные лица, которые управляют внешними связками, деловой, административной и технологической средами; менеджеры, которые осуществляют управление схемами и материально-финансовыми потоками во внутренней деятельности фирмы, в том числе инновационными мероприятиями; специалисты, сферой активности которых являются микрозвенья производства вплоть до организации рабочих мест.

Понятно, что не все организации являются предпринимательскими, следовательно, эта теория имеет ограниченное количество объектов исследования.

Заслуживает внимания и одна из моделей предпринимательской концепции фирмы, которая носит название агентской модели фирмы. Согласно этой модели владельцы, которые не работают руководителями предприятия, не имеют доступа к той информации, которой владеют менеджеры, то есть владельцы могут ее получить лишь при дополнительных затратах на создание соответствующего мониторинга.

Важным является то, что интенсивность труда нанятого менеджера не подлежит полному контролю с владельцем. В качестве, кроме того, недетерминированной выступает связь между потерями усилий менеджера и эффективностью работы предприятия. В этих условиях активизация менеджера с помощью повышения оплаты его труда в зависимости от эффективности работы предприятия может привести к разнообразным качественным эффектам в производственных и других ситуациях.

Следовательно, из вышеизложенного видно, что каждая из четырех концепций рассматривает предприятие под одним ракурсом, выпуская другие, не менее важные для его деятельности. Полноценной и единственной теории фирмы пока что не создано. Вот, это задание на будущее. Основой для построения такой теории может служить концепция предприятия как своеобразного системного интегратора. То есть целостного экономического субъекта, который объединяет во времени и просторные разнообразные социально-экономические процессы и создает общий эффект путем использования системных мультипликативных эффектов. Основным при этом есть интеграция во времени, которая должна обеспечивать существование, безопасность и стабильность развития предприятия. Согласно интеграционному подходу предприятие рассматривается как относительно стойкая, целостная и ограниченная от окружающей обстановки самостоятельная социально-экономическая система, которая интегрирует в пространстве и времени процессы производства и воссоздания ресурсов. В определенном смысле такой подход отображает все аспекты деятельности предприятия, которые составляют основу рассмотренных выше четырех концепций теории фирмы.

Основным соединительным звеном между процессами производства и воссоздания и реальным состоянием предприятия служит его потенциал как совокупность ресурсов и возможностей, которые определяют ожидаемые характеристики развития предприятия при тех или других изменениях окружающей среды. Согласно такому определению основное задание в принятии управленческих решений заключается в распределении ресурсов и усилий предприятия между наращением потенциала и его использованием, возобновлением и производством, фактическим и будущим состоянием предприятия. Основу потенциала предприятия составляет системное сочетание средств и предметов труда, самих работников и отношений между ними, а также их квалификации, навыков, мотивов и стимулов и трудовых традиций. Вот основное назначение предприятия - это осуществление производственных и обновительных процессов в соответствии с потребностями общества, целей и интересов йог о владельцев, менеджеров и трудового коллектива. Объективно целесообразность существования конкретного предприятия определяется платежеспособным спросом на его продукцию и услуги, а также местом в структуре материально-финансовых потоков и роли в жизнеобеспечении населения.

Немало предприятия еще и сейчас находятся в кризисном состоянии и являются убыточными. Сумма взаимных задолженностей на начало 2005 года в три раза превосходила суммарный объем денежных средств на счетах в банках, низкой была и инвестиционная активность. Немало предприятия вообще не делают капитальных вложений, а все имеющиеся средства направляют на оплату труду и пополнение оборотных средств. Внутренняя ситуация на большинстве предприятий не очень стабильна и характеризуется такими процессами, как:
самоидентификация как целостной и обособленной системы;
позиционирование предприятия на рынке его деятельности;
трансформация формы собственности предприятия;
изменение направлений деятельности, то есть диверсификация номенклатуры продукции, покупателей и поставщиков, изменение сегментов регионального и отраслевого рынков, соотношения между внутренними и внешними стимулами обновления продукции, технологии, изменения конкурентного статуса предприятия и тому подобное;
изменение состава коллектива предприятия, разрыл существующих ранее (функциональных, формальных и неформальных связей между членами коллектива;
поиск новых форм и методов управления предприятием.

Все эти процессы приводят к нестабильности внутренней обстановки, изменения пределов, размеров и сферы деятельности предприятия. В такой ситуации мелкие предприятия конъюнктурного типа характеризуются достаточной мобильностью для своевременной реакции на изменение спроса, но в то же время становятся чувствительными к внутренним конфликтам. Большие промышленные предприятия сочетают институционную стабильность с функциональной нестабильностью, которая сопровождается постоянными простоями и срывами производственного процесса, задержкой выплаты заработной платы работникам, задолженностью перед другими предприятиями и банками.

Реальность выше перечисленных процессов характеризуется как объективными, так и субъективными причинами. С одной стороны, они объясняются негативными трудностями вхождения в новую социально-экономическую среду рыночной экономики, а из другого - результаты конкретных субъективных решений руководства предприятиями. Дело в том, что руководство предприятия, получив самостоятельность в принятии решений и освободившись от ответственности перед высшими организациями, уклоняется и от ответственности перед коллективом и предприятиями-смежниками, что способствовало массовому разрыву хозяйственных связей. Вместе с тем, потенциал многих предприятий еще далеко не исчерпан. Как уже подчеркивалось, потенциал конкретного предприятия состоит из компонентов, которые характеризуют его ресурсы, состояние и динамику развития во внешнем социально-экономическом окружении. При этом определяющим моментом является степень координации и согласованности между этими компонентами, в том числе степень гармонической между предприятием и рынком его деятельности.

Реформирования предприятий и организаций является ключевым на этапе становления и развития экономической реформы. Ведь подавляющее большинство предприятий создано в довоенное и послевоенное времена, поэтому они характеризуются не только устаревшими основными фондами, но и структурой управления и системой внутренних организационно-технологических взаимоотношений и взаимодействий, которые не отвечают новым условиям. Одной из важных проблем есть состояние менеджмента, который сложился за последние годы на предприятиях в результате изменения производственных факторов, целевых установок и способов действий руководства. На предприятиях накапливается немало проблем, значительная часть которых унаследована от командно-административного управления, а остальные возникли в переходный период. Эти проблемы можно разделить на функциональные и системные. Если функциональные допускают решение проблем с помощью изменения образа мышления и способов действий руководства, то системные нуждаются коренной реструктуризации предприятия. К таким основным внутреннесистемным проблемам можно отнести:
ориентацию на краткосрочные результаты вместо средне - и долгосрочных, отсутствие стратегического подхода к деятельности предприятия;
недостаточные знания текущего и прогнозного состояний. необходимость значительных расходов, усилий и ресурсов для ориентации на рынке;
отсутствие готовности предприятия к изменению спроса, появления на рынке высоко технологической и качественной конкурентно-состоятельной продукции;
высокая степень расхождения интересов руководства и коллектива при росте власти первых, преобладания личных интересов руководства, снижения мотивации труда;
рост несоответствия между структурами производства, спроса и предложения технологий.

Вот, главной целью реформирования любого конкретного предприятия является создание внутренних и внешних условий для стабильного функционирования и развития в гармоничном взаимодействии с социально-экономической, технологической и экологической средами. Первоочередные направления реформирования должны относиться к реструктуризации управления, определения типа собственности, повышения степени интегрированности с другими предприятиями, перестройки организационно-производственной структуры, решения социальных проблем.

Главное задание заключается в активизации и наращении потенциала предприятия при одновременном устранении хаотичности внутреннего состояния и внешней деятельности и повышении предсказуемости будущего состояния предприятия, для чего нужно сосредоточить внимание на стратегических аспектах управления. Это позволит не только избежать хаотичности в принятии оперативных решений на предприятии, но и упорядочить отношения с другими предприятиями. Продуманная стратегия даст возможность решить вопрос согласованности производственных и обновительных процессов, скоординировать деятельность разных подсистем и тем же повысить потенциал предприятия.

Применение стратегического подхода к деятельности предприятия будет способствовать созданию системы, в которой конкретные управленческие решения принимаются руководством предприятия лишь в случае, когда они отвечают общей стратегии и обеспечивают сбалансированное развитие всех компонентов деятельности предприятия.

Категория: Роль и место стратегического управления | Добавил:
Просмотров: 14401
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]