MENU
Главная » Статьи » Роль и место стратегического управления

Становление стратегического управления

Чтобы подойти к теме становление стратегического управления, следует начать с важнейшего элемента рыночного механизма, которым является конкуренция, ведь без нее рыночные отношения трудно представить теоретически, а практически они просто могут не состояться.
Конкуренция (от лат. concurrentia - соревнование, соперничество) - это форма экономических отношений, которая выражается в борьбе между субъектами рыночной среды за наиболее выгодные условия производства, продажи и покупки товара.

Эффективная деятельность компаний и фирм в долгосрочной перспективе, обеспечение высоких темпов их развития и повышения конкурентоспособности в условиях перехода к рыночной экономике в значительной степени определяется уровнем стратегической политики, способностью прогнозировать и принимать долгосрочные решения. Последовательный и решительный переход от административно-командной модели управления к модели рыночной экономики выдвинул на первый план экономические критерии оценки деятельности предприятия, необходимость изменения содержания, направленности, методов и организации управленческой деятельности.

Значение стратегического поведения, что позволяет компании или фирме выжить в жесткой конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, не вызывает сомнения. Все предприятия в условиях ситуации, которая быстро изменяется, должны не только концентрировать внимание на его внутреннем состоянии, но и произвести долгосрочную стратегию, которая позволяла бы предприятию реагировать на изменения во внешнем окружении. В прошлом немало предприятия могло успешно функционировать, сосредоточивая внимание преимущественно на текущей работе и внутренних проблемах, связанных с повышением эффективности использования собственных ресурсов. В настоящее время на удивление важным становится такое управление, которое бы помогло субъекту ведения хозяйства адаптироваться к быстросменяемой окружающей обстановке. Ускорение изменений, появление новых запросов и изменение позиций потребителя продукции, роста конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса и появление новых возможностей для него, развитие информационных сетей, которое делает возможным мгновенное распространение и получение информации, смена роли человеческих ресурсов привели к росту роли и значению стратегического управления.

Не существует единственной стратегии для всех субъектов ведения хозяйства, как ни существует единственного универсального стратегического управления. Каждое предприятие является уникальным за своим составом, потому и процесс выработки стратегии для каждого своеобразен, поскольку зависит от позиции на рынке, динамика развития потенциальных возможностей, поведения конкурентов, характеристик выработанного продукта или представленных услуг, состояния экономики, культурной среды, традиций и многих других факторов.

В то же время, есть некоторые базовые моменты, которые позволяют утверждать о существовании определенных обобщенных принципов разработки стратегического поведения. Именно эти общие моменты не зависят от специфики предприятия. Остановимся на развитии стратегического управления. Фактически оно представляет самую современную модификацию корпоративного планирования и вошло в практику управления в 1980-ые годы. Согласно проведенному в начале 1990-х годов обследованию, почти триста из пятисот больших американских корпораций применяют эту методологию в комплексном виде, тогда как отдельные компоненты стратегического управления являются характерными для 4/5 этих компаний. Суть комплексного приложения заключается в том, что, с одной стороны, на фирмах существует четко определенное и организационно закреплено стратегическое управление, а из второго - структура управления построена с позиции создания механизмов реализации долгосрочной стратегии в конкурентной борьбе. Причем задание заключается в создании управленческого инструментария для превращения стратегии в производственно-хозяйственные планы и их реализацию на практике.

Разработка, применение методологии и распространенных форм стратегического управления является результатом эволюции теории менеджмента и методики управления. Их появление вызвано объективными причинами, которые выплывают из изменения характера среды деятельности предприятий. Стратегическое управление порождено в первую очередь объективными потребностями, которые сформировались не сразу.

В условиях быстрого изменения внешнего окружения субъекта ведения хозяйства возникла необходимость не только оперативно реагировать на эти изменения, но и производить модели развития с учетом прогнозируемых изменений. Стратегия деятельности рассматривается и как процесс формирования долгосрочных целей, и как выбор путей их достижения. Основой появления, становления и развития стратегического управления является внутренне фирменное планирование. В развитии такого планирования можно выдел ты несколько этапов. В качестве основы выступает идея, в которой предвидение есть прообразом функции планирования и начальным моментом любого управления. В западных фирмах начали создавать специальные подразделения в рамках финансовых служб для регулярной разработки показателей текущего планирования производственно-хозяйственной деятельности. В 40-50-х годах XX ст. на фирмах уже активно разрабатывались финансовые планы и внутренне фирменные сметы-бюджеты из производства, маркетинга, научно-исследовательских и проектных работ, международных операций, капитального строительства и т. п. Эти планы и сегодня выступают в качестве основного инструмента распределения внутренних ресурсов и контроля над текущей деятельностью фирмы. В 1960-х годах в рамках планирования возникли новые подходы, как, например, "программируемое бюджетирование", зарожденное в Пентагоне. При этом финансовые планы разрабатываются для достижения конечных результатов. На программно-целевой основе каждый из видов деятельности, которая осуществляется в рамках определенной функции управления, в начале годового цикла должен довести свое право на существование. Это осуществляются путем обоснования будущей экономической эффективности выделенных ресурсов.

Однако для всех видов внутренне фирменного планирования характерные именно традиционные методологические принципы, направленные на внутреннюю среду фирмы, то есть фирма рассматривается как замкнутая система. В этом случае внутренне фирменное планирование выступает в качестве инструмента распределения ресурсов, рациональной организации производственно-хозяйственного процесса, координации и контроля деятельности подразделений.

Кардинальные изменения в развитии внутренне фирменного планирования состоялись в американских, а в дальнейшем и в европейских фирмах в 60-70-х годах XX ст. Этот период еще называют "бумом стратегического планирования", который характеризуется изменением напрямую планирования. Такое планирование направлено не на внутренние процессы фирмы, а на внешние, то есть в экономическое, научно-техническое и социально-политическое окружение фирмы. Такое направление получило название концепции предприятия как "открытой" системы.

Вначале стратегическое планирование приобретало форму долгосрочного планирования. Его распространение совпадало с активным внедрением к планированию экономически-математических методов. Основным инструментом долгосрочного планирования стала экстраполяция структурных характеристик и тенденций развития фирмы, которые сложились в прошлое. Но недостатком такого подхода к планированию был перенос прошлых закономерностей и структурных характеристик на будущее. На практике имели место и разные расхождения между долгосрочными планами и реальностью. В частности оказалось, что некоторые дорогие (до 1 млн. долларов США) системы и модели прогнозирования стали, будто игрушками для аналитиков, что не приносило реальную пользу.

Для того, чтобы сориентироваться в условиях рыночной стихии, следовало изменить начальный принцип - идти от будущего к нынешнему, а не наоборот. Во многих случаях события, которые были вероятными, имели решающий характер. "Нефтяные шоки" в 1970-х годах, изменение политической ситуации, вторжения японских конкурентов на американские рынки электроники, автомобилей, разные изменения ставок кредитного процента на капитал, грандиозные технологические прорывы в элементной базе электроники, биотехнологии, конструкционных материалов и тому подобное поставили немало отрасли (не говоря об отдельных фирмах) перед необходимостью разной переориентации деятельности в отраслях, которые раньше были "дойными коровами" с точки зрения получения прибылей. Собственно потому появился вопрос о переориентации, разработке и реализации надежных стратегий. Сначала все сводилось к изменению методологии планирования и его превращение из долгосрочного в стратегическое. Со временем появились и новые методы, характерные для стратегического планирования.

методы стратегического управления

Однако стратегическое планирование ожидаемого результата с точки зрения конечного критерия (повышение уровня прибыли) не принесло. Вот новый путь к исправлению ситуации был найден в 1970-х годах, который связывался со стратегическим управлением и новыми условиями ведения хозяйства.

Переход экономики к рыночным отношениям привел к осложнению среды деятельности каждого предприятия независимо от его формы собственности. В меру осложнения внешнего окружения деятельности, изменения технологии, на котором базируется работа предприятия, появления разнообразных новых целей, изменение управленческой культуры выдвигает на первый план поиск новых подходов к управлению субъектом ведения хозяйства. Вот, такое направление и является стратегическим управлением.

Категория: Роль и место стратегического управления | Добавил:
Просмотров: 2668
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]