MENU
Главная » Статьи » Выбор позиции в конкуренции

Оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования

В качестве важного этапа стратегического анализа выступает определение перспектив фирмы в каждой из избранных зон хозяйствования. В частности это важно в нестабильных условиях, когда протяженность жизненных циклов спроса и технологии делается короче, чем часовой горизонт стратегического планирования.

Перспективы стратегической зоны хозяйствования (СЗХ) следует определять по таким критериям.
1. Оценками роста для двух фаз жизненного цикла, а именно - для не пройденной части текущей фазы и следующей фазы жизненного цикла.
2. Оценками рентабельности, в частности краткосрочной и долгосрочной, что зависят одна от другой.
3. Уровнем будущей нестабильности, который будет зависеть от изменений экономических, социальных, политических, технологических и других условий внешнего окружения.

Оценка привлекательности СЗХ требует учитывания возможных комбинаций этих критериев. Современные предприятия и, в частности, консалтинговые фирмы разработали разные приемы и методы оценки привлекательности СЗХ. Один из них рассмотрим в этом параграфе. Принципиальная схема такой оценки подана на рис. 8.1.

Пошаговый алгоритм определения оценки привлекательности СЗХ можно подать в такой последовательности: оценка начинается с глобального прогнозу экономических, социальных и технологических условий для тех СЗХ, которые интересуют фирму. Самым эффективным сейчас есть метод прогноза, который базируется на разработке сценариев будущих условий деятельности фирмы.

Проведение анализа и определение степени действия определенных тенденций и случайных событий на соответствующую СЗХ. Результатом этого шага более полная быть оценка меры нестабильности в этой СЗХ. При этом нужно учитывать, что нестабильность проявляется двояко: через благоприятные, и неблагоприятные тенденции, возникновение которых возможно в рассмотренной зоне.

Экстраполяция существующих тенденций роста спроса и уровня нестабильности.

Оценка привлекательности сзх

Рис. 8.1. Структура оценки привлекательности СЗХ

Расчет оценки изменений тенденций роста, которые сложились, приведен в табл. 8.1.

Таблица 8.1.

Оценка изменений в прогнозном росте СЗХ

Параметры Шкала интенсивности
Темп роста сектора экономики Снизился___Повысился
Прирост численности потребителей этого сектора Снизился___Повысился
Динамика географического расширения рынков Расширенная___Суженная
Степень старения продукции Снизился___Повысился
Степень обновления продукции Снизился___Повысился
Степень обновления технологии Снизился___Повысился
Уровень насыщения спроса Снизился___Повысился
Общественная приемлемость товаров (услуг) Снизился___Повысился
Государственное регулирование расходов Снизился___Повысился
Государственное регулирование роста Снизился___Повысился
Неблагоприятные факторы роста Снизился___Повысился
Благоприятные факторы роста Снизился___Повысился
Другие факторы, которые имеют значение для СЗХ Снизился___Повысился
Общая оценка изменений в перспективе роста -5________0________+5

В каждой части табл. 8.1 с помощью баллов выводится общая оценка изменений в перспективе роста.

Полученная общая оценка применяется для корректировки экстраполяции, которая позволит получить количественную характеристику тенденции.

Расчет оценки возможных изменений в тенденциях рентабельности деятельности фирмы в избранной СЗХ на основе анализа конкурентного давления по определенным параметрам приведено в табл. 8.2.

Согласование перспектив роста и рентабельности и возможного уровня нестабильности и определения оценки привлекательности СЗХ.

Эта оценка рассчитывается за формулой:

П (СЗХ) = α · G + β · P + γ · O – ε · T ,             (8.1)

где G - оценка прогнозирования роста, Р - оценка изменений рентабельности, О - оценка благоприятных тенденций, Т - оценки неблагоприятных тенденций,
α, β, γ, ε - коэффициенты, которые задаются экспертам для нахождения весомости относительного вклада каждого фактора, причем:
α + β + γ + ε = 1.

Таблица 8.2.

Оценка изменений рентабельности СЗХ

Параметры Шкала интенсивности
Колебание рентабельности Отсутствуют___Очень высокие
Колебание объема продажи Отсутствуют___Очень высокие
Колебание цен Отсутствуют___Очень высокие
Характеристика структуры рынка Отсутствуют___Очень высокие
Стабильность структуры рынка Высокая___Низкая
Обновление состава продукции Нечастое___Очень частое
Длительность жизненных циклов Высокая___Низкая
Время разработки новой продукции Длительный___Короткий
Расходы на НД и КР Значительные___Незначительные
Расходы, связанные с доступом на рынок Значительные___Незначительные
Агрессивность ведущих конкурентов Низкая___Высокая
Конкуренция зарубежных фирм Слабая___Сильная
Конкуренция на рынках ресурсов Слабая___Сильная
Интенсивность торговой рекламы Слабая___Сильная
Послепродажное обслуживание Отсутствует___Значительное
Степень удовлетворения потребителей Высокий___Низкий
Государственное регулирование конкуренции Отсутствует___Жесткое
Государственное регулирование производства товаров (услуг) Отсутствует___Короткое
Давление потребителей Слабый___Сильный
Общая оценка изменений в перспективе роста -5________0________+5

Эти коэффициенты указывают на сравнительную привлекательность ориентиров для определенной фирмы. В роли этих ориентиров могут выступать:
- краткосрочные перспективы роста;
- долгосрочные перспективы роста;
- краткосрочная рентабельность;
- долгосрочная рентабельность;
- стратегическая гибкость;
- синергизм.

Необходимо разработать две независимых оценки: краткосрочную и долгосрочную. Первая нужна для применения в матрице БКГ (Бостонская консультационная группа), о которой идет речь в дальнейшем изложении. Вторая оценка необходима для долгосрочного управления набором видов деятельности фирмы.

Категория: Выбор позиции в конкуренции | Добавил:
Просмотров: 5724
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]