Главная » Статьи » Содержание и структура стратегического управления |
На современном этапе различают два подхода к стратегическому управлению. Первый - стратегическое управление как путь достижения результата, то есть осуществление стратегической деятельности направленной на установленные ориентиры. К ним, прежде всего, относят позицию на рынке, а также идеальную модель состояния организации.
Второй - структурное управление как процесс. При этом для определения стратегии нужно ответить на вопрос: Рис. 3.1 Структура процесса стратегического управления В этом случае стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность четырех взаимоувязанных управленческих подпроцессов, которые логично следуют друг за другом. Вместе с тем, существует стойкая обратная связь и, соответственно, обратное влияние каждого подпроцесса на другие в частности и на весь процесс в целом. Это является важной особенностью структуры стратегического управления. Схематически структуру процесса можно представить на рис. 3.1 Общий процесс стратегического управления включает четыре подпроцесса. Первый подпроцесс - анализ среды. Детальнее он будет охарактеризован в дальнейших разделах. Отметим, что анализ среды считается начальным, поскольку он обеспечивает базу для определения миссии и целей организации и разрабатывания стратегий поведения, позволяет выполнять миссию и достигать поставленных целей. Анализ среды предусматривает изучение ее трех составляющих: макроокружение; непосредственного окружения; внутреннего окружения.
Ни одна производственная система не функционирует в вакууме, она находится в сильно дифференцированной среде. Среда никогда не бывает стабильной. И каждая организация не только должна знать свою среду "существования" и природу его изменений, но, конечно, и уметь реагировать на эти изменения: неудача в приспособлении к среде выливается в неудачный бизнес вообще.
А.Градов
К анализу макроокружения входит изучение влияния таких компонентов, как: состояние экономики в государстве и регионе; правовое регулирование и нормативное поле; политические процессы; естественная среда и ресурсы; социальная и культурная составляющая общества; научно-техническое и технологическое развитие общества; инфраструктура и т. п. Непосредственное окружение анализируется за такими компонентами: покупатели; поставщики; конкуренты; рынок рабочей силы. Анализ внутренней среды раскрывает собственные возможности и потенциал, на который может рассчитывать предприятие в конкурентной борьбе за достижение поставленной цели, позволяет осознать целые организации и более конкретно сформулировать ее миссию. При проведении этого анализа следует также помнить, что фирма или предприятие не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает своим работникам возможность существования и социальную защиту. Внутренняя среда анализируется в таких направлениях: Второй подпроцесс - определение миссии и целей состоит из трех компонентов, каждый из которых требует напряженной и ответственной работы.
Третий подпроцесс - выбор стратегии выполняется после определения миссии и целей. Эта составляющая считается сердцевиной стратегического управления. С помощью специальных методов и приемов предприятие определяет, каким образом оно будет достигать своей цели, и реализовывать свою миссию. По своей сути стратегия базируется на четырех группах правил для принятия решения, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Факторы, которые влияют на выбор стратегии: Правило первое. Используется в оценке результатов деятельности фирмы, как в настоящем времени, так и в будущем. Время и качественную сторону критерия оценки называют ориентиром, а количественную - заданием. За второй группой правил формируются отношения фирмы с ее внешним окружением. Они позволяют определить: За третьей группой правил устанавливаются отношение и процедуры внутри предприятия, которые имеют название организационной концепции. По четвертой группе правил, фирма проводит свою повседневную деятельность, обычно их называют основными операционными приемами. Особенности разработки стратегий: Четвертый подпроцесс - выполнение стратегии - критический момент, поскольку фирма должна успешно достигать поставленной цели. Нередко бывает, что фирма не в состоянии осуществить избранную стратегию. Причинами этого являются неправильно проведенный анализ и, соответственно, сделанные выводы или непредвиденные изменения в окружающей обстановке. Встречаются и такие случаи, когда руководство не может соответствующим образом привлечь имеющийся потенциал для реализации стратегии, в частности это касается трудового потенциала. Особенности выполнения стратегии более придирчиво рассмотрены в статье выполнения стратегии. | |
Категория: Содержание и структура стратегического управления | Добавил: | |
Просмотров: 3815 |