MENU
Главная » Статьи » Эволюция заданий и виды стратегического управления

В категории материалов: 9
Показано материалов: 1-9

В практической деятельности фирм возникают ситуации, когда за той или  другой причиной проблемы, которые исчезают из поля зрения руководства, при  появлении опять превращаются в стратегические неожиданности.


Проблемы, которые возникают в ходе наблюдения за внешним окружением, имеют разное обеспечение достоверной, полной и своевременной информацией. Одни из них настолько очевидные и конкретные, что фирма может сразу оценить их значимость и принять соответствующие меры. Такие проблемы называются проблемами с сильными сигналами. О других проблемах становится известно лишь за слабыми сигналами - ранними и неточными признаками возникновения важных для фирмы событий.


В начале становления стратегического планирования считалось, что переход на новые виды деятельности зависит от способности фирмы их осуществлять. Поэтому главное правило в выборе стратегии заключалось в том, что новые стратегии должны отвечать накопленному потенциалу фирмы. Поэтому одним из первых шагов в разрабатывании принципов стратегического планирования стал анализ потенциала фирмы с позиции ее сильных и слабых сторон.


В этой статье приводится сравнительная характеристика стратегических управленческих систем.


По мере эволюции заданий для  каждого из них разрабатывались механизмы относительно принятия скоординированных  и эффективных решений. Как правило, эти механизмы разрабатывали передовые  фирмы. Если они были успешными, то брались к вниманию и другими фирмами. В ходе  возникновения и применения каждый механизм объявлялся конечным и универсальным.  Но можно уверенно сказать, что таких универсальных и всеобъемлющих механизмов и  систем не существует.


Главное отличие между долгосрочным и стратегическим планированием заключается в трактовке будущего. В системе долгосрочного планирования считается, что будущее можно предусмотреть путем экстраполяции тенденций, которые сложились. При этом выходят из тех условий, что в будущем результаты будут лучше, чем в прошлом. Как правило, ставятся оптимистичные цели, которые не сходятся с реальными результатами.


Появление приемов стратегического управления и их внедрения в практическую  работу фирмы легче всего понять в историческом аспекте. Ведь история современного предпринимательства берет свое  начало в 20-30-х годах XIX.  Импульсом к нему была  научно-техническая революция.


Развитие систем управления до конца 1970-х годов обеспечивало решение проблем, связанных, во-первых, с появлением неожиданных событий и, во-вторых, с невозможностью предусмотреть будущее. Однако в дальнейшем их приложение не давало нужного эффекта, что было связано с появлением событий, предусмотреть которые можно было лишь частично. Эти события выходят на поверхность и развиваются слишком быстро, чтобы можно было заранее подготовить и вовремя принять необходимые решения.


В меру того, как внешняя среда становилась непредсказуемой, передовые фирмы разрабатывали сложные системы управления. В то же время, с увеличением неопределенности окружения другие фирмы и ученые предлагают противоположное решение - упростить и уменьшить период планирования или вообще отказаться от него, пользуясь опытом и интуицией.