Главная » Статьи » Содержание и структура стратегического управления |
На первый взгляд может показаться, что выполнение стратегии - это то же, что и обычное управление. Действительно, если стратегия определена, то и начинать нужно кропотливую работу по ее выполнению. А это значит, что будто на стадии выполнения стратегии нет места почему-то особенному, характерному лишь для стратегического управления. Но такое рассуждение является ошибочным, потому что стратегическому управлению отводится решающее место в процессе функционирования фирмы, вот и следует иметь соответствующие условия для реализации стратегии. А это, в первую очередь, является заданием стадии выполнения стратегии, которое должно быть не пассивным, а активным средством проведения стратегии в жизнь.
Выполнение стратегии направлено на решение таких трех заданий. Во-первых, это определение приоритетности среди представленных заданий, чтобы их относительная значимость отвечала избранной стратегии. Это в первую очередь относится к заданиям распределению ресурсов, установления организационных отношений, создания вспомогательных систем и т. п. Во-вторых, это установление соответствия между избранной стратегией и внутренними организационными процессами с целью ориентации подразделений фирмы на реализацию избранной стратегии. Соответствие должно достигаться по таким параметрам, как структура фирмы, система мотивации труда, нормы и правила поведения, квалификация рабочих и менеджеров и т. п. В-третьих, это выбор лидерства и подхода к управлению фирмой, а также и приведение их в соответствие со стратегией. Все три задания развязываются с помощью изменений. Тому, собственно, изменения являются сердцевиной воплощения стратегии, вот, в процессе выполнения стратегии их еще называют стратегическими изменениями. Они проводятся с целью создания условий для выполнения стратегии, но не являются самоцелью. Необходимость и степень изменений зависят от того, насколько фирма готова к эффективному осуществлению стратегии. В частности возникают ситуации, когда практически изменения не нужны, или нужны изменения только радикальные. Поэтому в зависимости от состояния этих факторов выделяют четыре достаточно устойчивых типа изменений.
Стратегические изменения должны носить системный характер и охватить все стороны деятельности организации. Основной из них является организационная структура и организационная культура. Организационная структура не должна быть сложнее, чем это необходимо. Она должна отвечать размеру организации.
Организационная культура является своего рода "душой (сердцевиной) " фирмы. Она устанавливает невидимые рычаги, которые направляют действия членов организации.
Организационная культура формируется как реакция на две группы проблем, с которыми сталкивается организация:
Функционирование фирмы без изменений проходит тогда, когда фирма неизменно проводит одну и ту же стратегию. В этом случае изменения не нужны вообще, поскольку фирма получает позитивные результаты, опираясь на накопленный опыт. Но при таком подходе следует четко отслеживать возможные нежелательные изменения во внешнем окружении.
| ||
Категория: Содержание и структура стратегического управления | Добавил: | ||
Просмотров: 2785 |