MENU
Главная » Статьи » Эволюция заданий и виды стратегического управления

Эволюция заданий управления

Появление приемов стратегического управления и их внедрения в практическую работу фирмы легче всего понять в историческом аспекте. Ведь история современного предпринимательства берет свое начало в 20-30-х годах XIX. Импульсом к нему была научно-техническая революция. Изобретение паровой машины и развитие сети железных дорог, создание хлопчато очистной машины и бессемеровского процесса выплавки стали, появление электрического тока, изобретение радио и другие открытия способствовали развитию делового предпринимательства.

До 80-х годов XIX ст. уже была сформирована инфраструктура для развития промышленности, которая стала основой появления рынка товаров и услуг. Создание фирм как проявлению делового предпринимательства стало основным средством продвижения общества на пути к социальному прогрессу. Период с 1820 по 1900 годы имел название промышленного переворота и отличался чрезвычайной динамической хозяйственных стратегий. Вся энергия организаторов предприятий направлялась по большей части на создание новых технологий и обеспечение соответствующей организации производства, которое давало возможность завоевать определенную часть рынка. Концепции относительно конкуренции в ее современном понимании на то время не существовало. Согласно существующим тогда представлениями о конкуренции это означало подавление и разорение соперника или его поглощение, но никак не соперничество с ним на равных рыночных правах.

Начало XX ст. ознаменовало переход к развитию и консолидации производственной структуры, созданной в период промышленного переворота. Эта новая стратегия, которая продолжалась до 1930-х годов, получила название эпохи массового производства. Основное задание этого периода - это разрабатывание и совершенствование механизма массового производства, которое снижало расходы на производство продукции.

Понятие маркетинга на то время было простым: фирма, которая предложила товар по самой низкой цене, должна была выиграть. Этот принцип сформулировал Генри Форд, который в ответ на предложение сбытовых агентов дифференцировать продукцию сказал: "Дайте им автомобиль любого цвета, лишь бы он был черным".

Проблем тогда были много, но стратегических осложнений относительно долгосрочного развития не существовало. Отрасли были четко размежеваны и имели хорошие перспективы развития. Переход за пределы отрасли осуществляли только самые смелые фирмы. Вот, все внимание в основном сосредоточивалось на эффективной работе производственного механизма. В этот период было выработано такие управленческое мышление и подходы, которые позже получили название производственного стереотипа. Предпринимательский сектор был надежно отмежеван от внешнего вмешательства. Политический и социальный контроль был минимальным, а государство редко вмешивалось к делам свободного предпринимательства. Успех был гарантирован фирме, которая предлагала низкую цену. Продукция, как правило, была однообразной, и секрет успеха заключался в умении достигаться низкой себестоимости.

К началу 1930-х годов спрос на основные потребительские товары приближался к насыщению, и такие наиболее развитые фирмы, как "Дженерал Моторз", переключили свое внимание из производства на рынок. Введение принципа ежегодного изменения моделей характеризовало переход от стандартной продукции к дифференцированной. Баланс успеха склонялся в сторону рыночной ориентации. Основные задания управления изменились в направлении продвижения товаров на рынке, развитии рекламы и организации сбыта. Переход к рыночной ориентации требовал нового понимания заданий управления, а именно - решение их не с позиции внутренней среды фирмы, а извне, то есть, с позиций рынка. Изменилось также соотношение влияния разных руководителей фирмы, и вырос уровень соперничества и конкуренции между руководителями относительно карьеры. Перед менеджерами разных уровней и сфер деятельности появилась необходимость перестраиваться, приобретать новые навыки, развивать новые подходы к управлению, изменять свою психологию и мириться с тем, что будущее характеризуется высшими темпами появления неопределенности.

К рыночной ориентации первыми перешли те отрасли, которые производили потребительские товары, и отрасли со сложными технологиями. В отраслях с менее сложными технологиями переход к обязательному ежегодному изменению ассортимента определялся постепенным совершенствованием продукции, лучшей упаковкой, внешним видом и так далее. Основное внимание уделялось текущим характеристикам продукции и рынков, а не беспокойству о потенциале для поддержки уровня прибыльности в будущем. Разработка новых видов продукции стала важной частью в отраслях со сложными технологиями еще в начале века. Исторической вехой развития таких отраслей также стало создание лабораторий для научных разработок и опытных работ. Это, в частности, характерно для таких фирм, как "Дюпон", "Белл Телефон", "Дженерал Электрик". Такой шаг положил начало распространению инноваций внутри фирмы.

В индустриальную эпоху импульсы, которые радикально изменяли ситуацию, приходили от фирм, которые брали на себя ведущую роль и определяли как стиль, так и темпы прогресса.

События середины 1950-х годов существенно изменили пределы, структуру и динамику предприятия. Этот период получил название постиндустриальной эпохи. В 1990-ые годы изменения ускорились, и можно было с уверенностью предусмотреть рост нестабильности на 10-15 годов вперед.
Сравнительно с нынешним динамизмом, проблемы предпринимательства и управления в индустриальную эпоху выглядят наивными. На то время не возникало проблемы относительно таможенных тарифов, валютных курсов, разницы в темпах инфляции, культурных традиций, политических мероприятий по цели доступа к рынкам.

Менеджеры постиндустриальной эпохи воспринимали первые сигналы изменений так же, как периодические спады экономической конъюнктуры. К инфляции, ограничений со стороны правительства, неудовлетворения потребителей, вторжения иностранных конкурентов, технологических прорывов, изменения трудовой морали сначала относились как к чему-то второстепенному. Поэтому так же, как и при переходе от производственной к рыночной ориентации, немало фирмы не признавало перехода к постиндустриальной ориентации. Сопротивление изменениям создавало разрыв между поведением фирмы и требованиями окружения. Фирмы сосредоточивали силы на маркетинге и не замечали изменений в отрасли технологий, политических, потребительских и социальных условий.

Глубинной причиной всех изменений является в первую очередь достижение обществом нового уровня экономического развития. Эпоха массового производства обеспечила удовлетворение потребностей для существования и дала надежду на то, что от комфорта и безопасности недалеко и к благосостоянию. Ведь удовлетворение первичных потребностей и рост доходов изменяют характер потребительского спроса. Отрасли, которые обслуживали этот спрос в индустриальную эпоху, достигают уровня его насыщенности. И хотя отрасли продолжают существовать, но темпы их роста снижаются. Появляются и новые отрасли, которые обслуживают состоятельного потребителя.

В постиндустриальную эпоху благосостояние ставит под вопросительный знак экономический рост как главный фактор социального прогресса. Общество уже нуждается не количественных, а качественных характеристик уровня жизни. Значение философии роста как основы благосостояния и социального поведения снижается. Выдвигаются альтернативные концепции нулевого роста, но они не имеют четкого осознания относительно сохранения жизнеспособности фирмы после периода роста.

В высокоразвитых странах потребители ожидают от своих покупок большего удовольствия. Они становятся более прихотливыми:
требуют полной информации о купленном товаре;
после продажной ответственности производителя;
не соглашаются с загрязнением окружающей среды;
требуют контроля государства над деятельностью производителей.

Характерными явлениями постиндустриального развития являются попытки решить проблемы, которые не были решены в период экономического роста, а именно, проблемы социальной справедливости, бедности, жилья, образования, общественного транспорта, загрязнения окружающей среды.

Новый спрос на услуги общественного характера создает новые потенциальные рынки. Следовательно, социально-политические связки фирмы с ее окружением становятся в постиндустриальный период источником жизнеобеспечения. Значение этих связей растет потому, что через них приходит информация и определяются ориентиры для поисков новых видов деятельности.

На первый взгляд, динамичность и изменение условий в постиндустриальную эпоху может показаться возвращением до времен промышленной революции. Но в наше время динамизм значительно более высокий и более сложный. В предыдущие времена главным беспокойством было создание рынков и новых продуктов для них. Сейчас возникают новые проблемы, в частности, потребность возрождения предпринимательских первоисточников, интенсивная конкуренция, которая приобрела международный размах, широкая заинтересованность общественных сил в определении принципов управления и роли фирмы в постиндустриальном обществе.

Категория: Эволюция заданий и виды стратегического управления | Добавил:
Просмотров: 822
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]