Главная » Статьи » Содержание и структура стратегического управления |
Определение стратегии зависит от конкретной ситуации, в которой находится фирма. Однако существуют некоторые общие подходы к формированию стратегии и определенные рамки, в которые эти стратегии вписываются. Как отмечалось ранее, стратегия - это генеральное направление деятельности фирмы, который должен привести к поставленной цели. Так понимают понятие стратегии на верхних уровнях управления. Для нижнего уровня в иерархии организации стратегия высшего уровня превращается в цель, хотя для высшего уровня она выступает в качестве средства. Так, стратегия поведения на рынке, разработанная для фирмы в целом или маркетинговой службы в частности выступает в виде целевых установок. Поэтому в дальнейшем будем считать, что стратегия принадлежит к фирме в целом. При определении стратегии фирмы руководство должно ответить на такие три основные вопросы: Это значит, что стратегия концентрирует свое внимание на двух аспектах и что фирма делает и чего не делает, и что является важнее и что является второстепенным в деятельности фирмы на определенный период. В связи с этим различают три основных сферы выработки стратегии фирмы. Первая сфера связана с минимизацией потерь производства. По этому типу стратегии фирма достигает самых низких расходов производства и реализации своей продукции. В результате за счет низких цен фирма завоевывает большую часть рынка. Для реализации такой стратегии фирма должна иметь рациональную организацию производства и снабжение, добрую технологию и инженерно-конструкторскую базу, а также рациональную систему распределения и реализации продукции. Итак, чтобы достигать наименьших расходов, следует осуществлять мероприятия, связанные с минимизацией себестоимости продукции. Маркетинг в этой стратегии нуждается высокого развития. Вторая сфера связана со специализацией производства продукции. При таких условиях фирма должна осуществлять высокоспециализированное производство и маркетинг для того, чтобы стать лидером в отрасли производства избранной продукции. Эта стратегия нацелена на то, что покупатели выбирают именно эту марку продукции, даже если цена на нее достаточно высока. Фирмы, которые избирают этот тип стратегии, должны иметь высокий потенциал для проведения научно-исследовательских и конструкторских работ, иметь высококвалифицированных дизайнеров, надежную систему обеспечения качества продукции, а также развитую систему маркетинга. Третья сфера относится к фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на нем. Здесь фирма не стремится захватить весь рынок, а работает на четко определенном сегменте. При этом в совершенстве определяется потребность рынка в определенном виде продукции и платежеспособность покупателей именно в этом сегменте рынка. В данном случае фирма может стремиться к снижению расходов, проводя политику специализации, но основой является изучение и анализ фирмой потребностей клиентов избранного сегмента рынка. То есть, фирма в своих намерениях должна выходить не из потребностей рынка вообще, а из спроса полностью определенных или конкретных клиентов. В практике и теории стратегического управления выделяют также четыре группы эталонных стратегий. Они отражают подходы к расширению фирмы и связаны с изменением состояний таких элементов, как продукт, рынок, отрасль, место фирмы в отрасли и технология. Каждый из перечисленных элементов может быть в одном из двух состояний: состояние, зафиксирован на определенном промежутке времени, или его изменение и переход к новому состоянию. Например, в отношении продукта это может быть решение о производстве того же продукта или переход к производству нового. Четыре группы эталонных стратегий
Первую группу эталонных стратегий составляют так называемые стратегии концентрированного роста. Сюда входят стратегии, связанные с изменением продукта и рынка. Если фирма придерживается этих стратегий, то они способствуют улучшению определенного продукта или перехода к выпуску нового, не меняя отрасли. По отношению к рынку фирма производит поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке либо переходит на новый рынок. К конкретным типам стратегий первой группы относятся: Ко второй группе эталонных стратегий относятся стратегии, связанные с расширением фирмы за счет создания новых структур. Они называются стратегиями интегрированного роста. К этим стратегиям обращаются тогда, когда фирма не может осуществлять стратегию концентрированного роста, а интегрированный рост не противоречит долгосрочным целям фирмы. Она может осуществлять интегрированный рост, как путем приобретения новой собственности, так и за счет внутреннего расширения. При этом в обоих случаях происходит изменение места фирмы внутри отрасли. Выделяют две основные стратегии интегрированного типа. Третьей группой эталонных стратегий развития бизнеса являются стратегии диверсифицированного роста. Эти стратегии реализуются в случае, когда фирма не может дальше развиваться на определенном рынке с определенным продуктом в рамках данной отрасли. Основными факторами, обуславливающими выбор этой группы стратегий, являются: В качестве основных стратегий диверсифицированного роста выступают такие стратегии: Четвертую группу эталонных стратегий развития составляют стратегии сокращения. Они реализовываются тогда, когда фирма имеет потребность в перегруппировке сил после длительного периода роста, или в связи с повышением эффективности, во время спадов и кардинальных изменений в экономике, в частности, структурной перестройки. В этих случаях фирма должна использовать стратегии целеустремленного и спланированного сокращения производства, реализация которых является болезненной для предприятия. Однако они являются важными для выживания фирмы. При определенных обстоятельствах эти стратегии являются единственными для обновления бизнеса. К этой группе принадлежат четыре типа стратегий целеустремленного сокращения. Стратегия ликвидации представляет предельный случай стратегии сокращения. Она осуществляется тогда, когда фирма не может вести дальнейший бизнес. Стратегия "сбора урожая". Она заключается в отказе от долгосрочного бизнеса в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе. Эта стратегия применяется к бесперспективному бизнесу, который не даст прибыли от продажи, но может принести доход во время "уборки урожая". Такая стратегия предусматривает сокращение расходов на закупку, рабочую силу и максимальное получение прибыли от распродажи имеющегося продукта. Стратегия "уборка урожая" рассчитана на то, что при постепенном сокращении такого бизнеса к нулю за период сокращения следует достичь максимального совокупного дохода. Стратегия сокращения заключается в том, что фирма закрывает или продает один из своих филиалов для того, чтобы изменить пределы ведения бизнеса. Часто эта стратегия реализуется диверсифицированными методами именно тогда, когда одно из производств плохо контактирует с другим, или когда нужно получить средства для развития более перспективных новых видов деятельности. Стратегия сокращения расходов является достаточно близкой к предыдущей. Ее основной идеей является поиск возможностей уменьшения расходов. Особенности этой стратегии заключаются в ориентации на ликвидацию источников расходов и имеют характер временных мер. Реализация этой стратегии связана со снижением производственных расходов, повышением производительности труда, сокращением работников фирмы и производства продукции, закрытием производственных мощностей. Стратегия сокращения расходов может переходить в стратегию сокращение. Это происходит за условия, когда начинают продавать филиалы фирмы или основные фонды. В реальной практике фирма может одновременно реализовывать несколько стратегий. Особенно это практикуется в многоотраслевых компаниях. Фирма может также выполнять разные стратегии в определенной последовательности, то есть осуществлять комбинированную стратегию. | |
Категория: Содержание и структура стратегического управления | Добавил: | |
Просмотров: 25015 | Комментарии: 1 |