Главная » Статьи » Стратегическая сегментация |
Опыт показывает, что сегментация окружения фирмы при определении СЗХ представляет собой сложное задание. Причины сложностей заключаются, во-первых, в том, что многим управленцам трудно изменить стереотип мышления, который формировался много лет. Они привыкли видеть внешнее окружение с позиций традиционного набора продуктов, которые производятся фирмой, а им придется смотреть на окружение как на сферу зарождения новых потребностей, которые притягивают к рынку конкурентов. Во-вторых, источник сложностей и трудностей заключается в том, что СЗХ описывается целым множеством разнообразных характеристик.
Перспективы роста. Должны быть выражены не только темпами роста, но и характеристикой жизненного цикла спроса. Перспективы рентабельности. Они не совпадают с перспективами роста прибыли. Ожидаемый уровень нестабильности. Измеряется в баллах, которые определяют степень понижения определенности перспектив и возможностей изменений. Факторы успеха в конкурентной борьбе. Выбор, разработка и освоение новой номенклатуры изделий, снижения себестоимости изготовления продукции, предвидения потребности в новой продукции, разработка и внедрение новой технологии и тому подобное. В стратегическом управлении, для того чтобы принять рациональное решение по вопросам распределения ресурсов, нужно в процессе сегментации рынка выбрать большое количество комбинаций перечисленных параметров. Для того чтобы выделение стратегических зон было успешным, необходимо, чтобы их размеры были небольшими. При определении размеров следует выходить с того, что стратегические решения, которые принимают СХЦ, должны быть осуществляемыми и полными. В каждом конкретном случае выделение стратегической зоны имеет специфический характер. В крупных фирмах выделяют от 30 до 50 СЗХ. Количество СЗХ зависит от ширины диверсификации фирмы. В обществах с ограниченной ответственностью, где в уставе заложено много видов деятельности, количество СЗХ также может быть значительным, хоть само предприятие, как за своими размерами, так и за финансовым и производственным ресурсами является незначительным. Такая ситуация является характерной для малого и среднего бизнеса. Поэтому возникает проблема распыления ресурсов по всем зонам хозяйствования, когда результаты деятельности по предприятию в целом являются незначительными. Порядок выделения стратегической зоны деятельности схематически можно представить рисунком 7.2. Как видно из левой части рисунку, процесс начинается с определения потребностей, которые следует удовлетворить. После этого происходит переход к определению технологии, которая относится в основу деятельности организации или предприятия. Вид технологии зависит от типа деятельности. Следующим шагом является анализ типа клиентов, с которыми имеет дело фирма. Разные категории клиентов (конечные потребители, промышленные, государственные заведения и др.) обычно рассматриваются как разные СЗХ. Следующая классификация - по географии потребностей. То есть каждой СЗХ отвечает свой географический рынок деятельности фирмы. По всех четырех параметрах (признаках) проводится описание конкретных перспектив, которые относятся к:
Если говорить о СЗХ, что выделены по потребностям, которые удовлетворяет фирма, то их определяющими характеристиками будут:
Рис. 7.2. Порядок выделения стратегической зоны хозяйствования В качестве характеристик СЗХ, которые выделены по типам клиентов, выступают:
Каждая из географических СЗХ характеризуется экономическими, технологическими и социально-политическими факторами.
В завершение следует подчеркнуть: | |
Категория: Стратегическая сегментация | Добавил: | |
Просмотров: 6091 |