MENU
Главная » Статьи » Стратегическая сегментация

Зоны стратегических ресурсов (ЗСР)

Систематическое использование стратегического планирования является характерным для условий, когда стратегических ресурсов, таких как полезные ископаемые, электроэнергия, лес, вода и другая, недостаточно. Разработчики стратегических планов занимались лишь выбором самых выгодных для фирмы рынков, технологий, географических районов и наборов продукции. Для реализации избранной стратегии определялись потребности в финансовых, трудовых и материальных ресурсах. При этом считалось, что руководители соответствующих снабженческих, финансовых и кадровых служб удовлетворяют эти потребности без затруднений.

Интенсивное использование ресурсов в эпоху массового производства и индустриальный период, особенно применение энергоемких технологий, привело к значительному уменьшению стратегических ресурсов. Особенно это было характерным для экономики бывшего СССР, когда в 1970 и 1980-ые годы вся огромная страна проедала нефтедоллары. Настоящее время, вынуждает задуматься над важностью рационального и экономического использования стратегических ресурсов. Изменения и события последних лет вынуждают по-новому подходить к выработке и реализации стратегий в области стратегических ресурсов.

На Западе пересмотр стратегий относительно этого вида ресурсов состоялся на грани перехода к постиндустриальной эпохе. Созданный в 1960-х годах Римский клуб провел ряд глубоких исследований, которые показали, насколько ограниченными являются природные ресурсы. Потом нефтяной кризис 1970-х годов продемонстрировал, как быстрый рост цен на ресурсы может взорвать и даже перечеркнуть продуктово-рыночную стратегию любой фирмы. На конец, стагфляция мирового масштаба привела к дефициту финансовых ресурсов и затормозила рост многих фирм.

Современный период характеризуется дефицитом и ограниченным доступом к ресурсам, как за их физической недостаточностью, так и по политическим причинам.

Проблема дефицита стратегических ресурсов ставит перед фирмой задание такого расширения стратегического управления, при котором рядом с рыночными перспективами можно было бы учесть ресурсный дефицит. Ресурсные ограничения ставят все более жесткие преграды фирме на рынке. Состоялось изменение порядка стратегического планирования. Оно ведется методом от расходов к производству. Сначала устанавливается, какими ресурсами владеет фирма, а потом, опираясь на фактические данные, фирма определяет свою продуктово-рыночную стратегию.

Проблема дефицита стратегических ресурсов поставила задание не только изменить порядок разработки стратегии деятельности фирмы, но и перейти к формированию нового вида стратегии, а именно ресурсной стратегии фирмы. В постиндустриальную эпоху, рядом со стратегиями рынка, технологии и продукта, начали уделять значительное внимание разработке ресурсной стратегии.

Основу этой стратегии представляет зона стратегических ресурсов (ЗСР).

ЗСР представляет собой совокупность сырьевых, энергетических, материальных, финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсов, которые позволяют сформировать и реализовать продуктово-рыночную стратегию фирмы.

Порядок выделения ЗСР следующий:

во-первых, устанавливается однозначный перечень стратегических ресурсов. У него входят ресурсы, которые являются дефицитными для фирмы. То есть не все, а лишь те, которых недостаточно. Для каждого из выбранных ресурсов строится своя ЗСР;

во-вторых, для каждой зоны определяется величина потребности, качество и стоимость единицы ресурса;

в-третьих, устанавливается рынок приобретения конкретного ресурса. Для этого определяется размер рынка, объем ресурса, что можно приобрести на данном рынке и перечень выработок или поставщиков, которые работают на нем, а также торговые барьеры данного рынка;

в-четвертых, для каждого поставщика устанавливается его имидж, который указывает на авторитет и надежность делового партнера, качество и стоимость ресурса, какой он поставляет на рынок, возможность полного обеспечения потребности в ресурсе;

в-пятых, для каждой из определенных ЗСР устанавливаются перспективы роста на основе жизненного цикла спроса на ресурс, перспективы рентабельности использования необходимого ресурса, ожидаемого уровня нестабильности, при котором перспективы продуктово-рыночных стратегий могут измениться, а также возможности замены данного ресурса другим, более экономическим.

Следовательно, подытоживая, можно сказать, что любая организация, предприятие или фирма находится и функционирует во внешнем окружении, которое является источником ресурсов для поддержки ее внутреннего потенциала. Поскольку ресурсы ограничены и на них претендуют конкурирующие фирмы, то существует угроза дефицита, который может привести к негативным последствиям. Поэтому возникает необходимость рядом с формированием продуктово-рыночных стратегий разрабатывать ресурсные стратегии фирмы. В этом случае порядок выработки определенного вида стратегии будет изменен. А именно, сначала устанавливается ресурсный потенциал фирмы, а потом на его основе разрабатываются стратегии продукта, рынка и технологии.

В качестве основы разработки ресурсной стратегии выступает стратегическая зона ресурсов. От качества ее установления в значительной степени зависит эффективность общей стратегии фирмы.

 

Более конкретно вопрос ресурсной стратегии смотрите в материалах Характеристика видов стратегий предприятия.

Категория: Стратегическая сегментация | Добавил:
Просмотров: 2618
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]