MENU
Главная » Статьи » Выбор позиции в конкуренции

Оценка уровня стратегических инвестиций

Значительное место в выработке стратегии фирмы отводится поиску измерителя, с помощью которого можно было бы знать, как выглядит конкурентный статус фирмы в избранной СЗХ. Этот измеритель является комбинацией или результатом взаимодействия таких трех факторов:

  • - относительного уровня стратегических инвестиций (капиталовложений) фирмы в СЗХ, что обеспечивает конкурентный статус фирмы на основе эффективности масштабов выпуска отдельных видов продукции, а также эффекта масштабов деятельности фирмы в целом;
    - конкурентной стратегии фирмы (КСФ), что позволяет размежевать позиции фирмы и ее соперников;
    - мобилизационных возможностей фирмы, которые обеспечивают эффективное планирование и выполнение планов, и оперативную деятельность фирмы в реализации планов.

Как экономическая теория, так и здравый смысл говорят о том, что рентабельность работы фирмы в избранной СЗХ будет пропорциональной размерам вложенных инвестиций. Согласно опыту и эмпирическим исследованиям зависимость рентабельности от инвестиций можно изобразить на рис. 8.2.

Зависимость рентабельности фирмы от объема инвестиций

Рис. 8.2. Зависимость рентабельности фирмы от объема инвестиций

Как видно на рис. 8.2, в каждой СЗХ есть минимальный уровень инвестиций, который называют критической точкой объема инвестиций на грани прибылей и убытков. Насколько хорошо не было бы разработанной стратегии фирмы, какие бы не были высоки ее мобилизационные возможности, если объем инвестиций будет, ниже, чем критическая точка, капиталовложения отдачи не принесут.

Определению критической точки инвестиций в практической деятельности западных фирм до последнего времени уделяли мало внимания и потому даже мощные фирмы при попытках войти в СЗХ испытывали крах.

Вид кривой свидетельствует о том, что существует точка оптимального объема. То есть, существует такой уровень капиталовложений, при превышении которого отдача от деятельности, то есть рентабельность фирмы, на выбранной СЗХ начинает снижаться. Как правило, это связано с задержкой реакции фирмы на изменения внешнего окружения.

Как измеритель в определении состояния фирмы в конкуренции выступает соотношение между ожидаемой рентабельностью работы фирмы в СЗХ и оптимальным уровнем рентабельности в будущем. Тогда конкурентный статус фирмы (КСФ) в той мере, в которой он зависит от инвестиций, можно определить по формуле:

Формула: Конкурентный статус фирмы (КСФ)

(8.2)

где Kf - ожидаемая рентабельность; Ro - оптимальный уровень нестабильности; LF - уровень стратегических инвестиций; LK - критическая точка инвестиций; Lo - точка оптимального объема инвестиций; α - коэффициент зависимости КСФ от инвестиций. Его значение лежит в интервале 0< α <1 и определяется экспертным образом.

Правая часть уравнения (8.2) называется уровнем стратегических инвестиций. Она значит, что при условии оптимальности стратегии и мобилизационных возможностей фирмы ее конкурентный статус будет определяться отношением ее инвестиций в СЗХ к тому уровню, который нужен для оптимальной рентабельности. Поскольку на практике стратегия и мобилизационные возможности очень редко бывают оптимальными, то необходимо делать поправку на коэффициент α.

Расчет уровня стратегических инвестиций следует начинать с определения критериев расходов, которые входят в состав капиталовложений.

При оценке уровня стратегических вложений в СЗХ, которые фирма делает в настоящее время, а также оптимального объема массы этих вложений следует учитывать такие категории расходов:

Вложение в мощности. Это стоимость зданий, оборудования и вообще всех основных средств, которые обеспечивают производство, сбыт, маркетинг, научно-исследовательские и проектно-внедряющие работы.

Вложение в стратегию. Сюда входят расходы на стратегическое планирование, обследование рынков, разработку новой продукции, запуск этой продукции в серийное производство.

Вложение в потенциал фирмы. То есть найм и учеба персонала, приобретения новых технологий, затраты на создание функциональных служб.

Первым шагом в оценке конкурентного статуса фирмы в выбранной СЗХ является определение ее относительных инвестиционных позиций в перспективе, а именно:

  • - оценка стратегических инвестиций, которые фирма делает и планирует в настоящее время, оценка критической точки объема и точки оптимального объема инвестиций в будущем;
    - определение соотношения капиталовложений фирмы с оптимальными инвестициями согласно формуле (8.2).
Категория: Выбор позиции в конкуренции | Добавил:
Просмотров: 2952
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]