MENU

Терминологический словарь по экономике

Авторитет - мера того, насколько подчиненные соглашаются с мнением руководителя, его советами, указаниями, распоряжениями, стремятся выполнить его приказы.
Адаптация - процесс приспособления человека или организации к существующему состоянию или условиям, которые изменяются.
Административный менеджмент - управление, которое опирается не столько на личные качества индивидов, сколько на институты и установленный порядок.
Активы - дома, которые находятся в собственности компании, сооружения ее оборудования, транспортные средства, товарные запасы, кредиты потребителям и средства; другими словами - материальные ресурсы бизнеса.
Аппаратные менеджеры - несут ответственность за выполнение функций обеспечения деятельности линейных менеджеров.

Балансовый отчет - содержит информацию о финансовом положении компании на определенный период времени. В нем отражаются материальные ресурсы (активы) бизнеса и соответствующие источники финансирования (акционерный капитал и ссудные средства).
Банкротство (несостоятельность) - признан арбитражным судом или объявленный должником факт неспособности последнего удовлетворить требования кредиторов в полном объеме или исполнить обязанность из уплаты обязательных платежей. Состояние неплатежеспособности должника трансформируется в несостоятельность (банкротство) только после констатации арбитражным судом признаков; неплатежеспособности должника.
Бенчмаркинг - метод современного менеджмента, с помощью какого дана компания проводит сравнение своей деятельности с практикой других компаний с целью осуществления конкретных изменений, которые позволяют улучшить деятельность компании и повысить ее конкурентоспособность. В данное время отмечается рост популярности данного метода, особенно в странах Западной Европы.
Бизнес - экономическая деятельность из ведения выгодного дела, которое является источником получения прибыли.
Бизнес-стратегия - конкретная стратегия для конкретного бизнеса. Бизнес - стратегия является важнейшей подсистемой корпоративной стратегии любой коммерческой организации. Если организация осуществляет только один бизнес, то бизнес-стратегия и корпоративная стратегия полностью сбегаются.
Бюджет - возможное исчисление доходов и расходов организации или государства на определенный срок; распределение и структуризация доходов и расходов; распределение расходов, имеющихся ресурсов (бюджет времени).
Бюрократия - система, управляемая не на основе личных оценок, а в соответствии с точным прохождением индивидов по определенным правилам и процедурам.

Вертикальная специализация - определение обязанностей менеджеров и сотрудников на разных уровнях организации.
Взаимодействия - все виды осуществляемых между членами группы коммуникаций.
Виды деятельности - выполнение людьми заданий, которые требуют определенных физических или интеллектуальных усилий.
Виртуальные организации - организации, которые предлагают рынку реальные товары и услуги, но владеют, в сравнении с традиционными компаниями, существенно меньшей (если вообще их имеют) количественно материальных характеристик.
Внешнее соответствие - тесные и согласованные взаимоотношения между конкурентной стратегией организации и стратегией управления человеческими ресурсами.
Внешний контекст изменений имеет отношение к факторам внешней среды, таких как поведение конкурентов, и др.
Внутреннее соответствие - взаимодополняющие элементы стратегии управления человеческими ресурсами, согласованно стимулирующие определенные типы установок и поведения сотрудников организации.
Внутренний контекст изменений имеет отношение к истории организации, ее структуры, культуры и политической системы, включая форму структур принятия решений.
Вознаграждение по результатам командной работы - это "денежное или не финансовое стимулирование членов официально сформированной команды, связанное с результатами ее деятельности".
Выбор структуры - подход, который выделяет масштаб, в котором менеджмент принимает решение о форме структуры независимо от внешних условий.
Высокоэффективная команда - группа, которая владеет всеми характеристиками данной команды и благоприятная личному росту ее членов, ее результаты превосходят ожидание других людей.

Генеральные менеджеры - менеджеры, которые несут ответственность за деятельность подразделения организации.
Глобализация - "более развитая форма интернационализации, которая допускает функциональную интеграцию интернационально дисперсной экономической деятельности".
Главные и основные конкуренты - виды конкурентов из продукта-товара. Конкурентные преимущества конкретного товара определяются относительно его конкретных прямых конкурентов. Среди прямых конкурентов выделяются основные и главные. Совокупность основных товаров-конкурентов в основном определяет данный конкретный рынок. А главными среди основных товарные относительно данного конкретного товара есть те, которые претендуют на роль лидеров.
Гомеостаз - стойкий этап равновесия системы в динамике взаимодействия со средой.
Горизонтальная специализация - степень распределения, нанесенная между сотрудниками или отделами организации.
Граница системы отделяет систему от внешней среды.
Группа - группа или команда, которая состоит из двух и больше индивидуумы, что имеют общие цели, которые исполняют разные обязанности, отличные один от другого, что координируют, совместную деятельность и рассматривают себя как часть единого целого.

Данные - исходные факты, цифры и события.
Депрессия - состояние экономики в потом кризисный период. Прекращается падение производства, но уровень его низкий. Товарные запасы превышают имеющуюся денежную массу, снижается жизненный уровень, растет социальная напряженность, разлаженные механизмы управления.
Детерминизм - концепция, которая допускает, что структура организации определяется внешней средой.
Децентрализация - ситуация, когда относительно большое количество решений принимается на низших уровнях организации в операционных единицах.
Дифференциация как конкурентное преимущество - способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества продукта-товара, его особенных потребительских свойств или особенных после продажного обслуживания.
Диагностика - деятельность из оценки состояния организации с целью определения проблем ее развития и вероятности наступления кризиса.
Данная команда - индивиды, которые владеют взаимодополняющими навыками и умениями, которые имеют общие задания, цель и методы работы.

Инновация нарастающие и пошаговые изменения (прорывы) в продуктах и процессах, которые благоприятно влияют на практику функции, формы, или результаты использования ресурсов (внедренная в производство новация - конечный результат инновационной деятельности).
Институциональное преимущество возникает, когда "некоммерческое учреждение выполняет свои задания эффективнее, чем другие сравненные с ней организации".
Интеграция - это процесс, направленный на объединение усилий разных подсистем, цель которого заключается в исполнении заданий организации.
Интернационализация - "растущая географическая дисперсия экономической деятельности через национальные границы".
Информационная система - комплекс, который включает в себя индивидов, процедуры и ресурсы, в задание которого входит сбор первичных данных, превращения их в информацию и ее распространение.
Информационное виденье - представление о желательном способе использования информации в будущем.
Информация - полезные знания, полученные с помощью анализа данных.

Канал - средство коммуникации между отправителем и получателем.
Конкретная ситуация - описание действительных событий бизнес-практики.
Конкурентное преимущество - это те характеристики, которые создают для производящей и реализующей данный продукт организации определенное преимущество над ее конкурентами. Характеристики могут быть всевозможными и относиться как к самому продукту-товару (базовой услуги), так и к дополнительным услугам, которые сопровождают базовую, то есть к формам производства, сбыта, продаж и т. д., специфических для организации и ее продукта.
Конкурентоспособность - способность коммерческой организации делать и продавать конкурентоспособный продукт; преимущество данной конкретной организации относительно других организаций-конкурентов в данной отрасли бизнеса.
Концепция бизнес-процессов допускает, что удовлетворение требований потребителей занимает центральное место в процессе разработки системы снабжений, ориентированной на быструю реакцию, на изменение рыночной ситуации, двусторонних потоков информации и других ресурсов повышения эффективности.
Корпоративная стратегия "относится к выбору фирмой бизнеса, рынков и видов деятельности" и определяет общие границы и направление развития организации.
Культура - разработаны группой основные допущения относительно способов восприятия, мыслей и чувств во время выполнения задания.
Культура власти - культура, в которой доминирует руководитель организации, которая оказывает сильное влияние на деятельность сотрудников.
Культура высокого контекста - культура, в которой информация подается в неявной форме и понятна только тем, кто имеет опыт пребывания в данной культурной среде.
Культура заданий - культура, в фокусе которой находится деятельность, направленная на выполнение задания осуществления проектов.
Культура личности - культура, в которой на деятельность сотрудников существенно влияют пожелания индивидов - членов организации.
Культура низкого контекста - культура, в которой между индивидами постоянно поддерживается определенная психологическая дистанция, а потому информация, которую вы хотите донести до ее субъектов, должна носить открытый характер.

Лидерство (руководство) "допускает процесс социального влияния, когда индивид преднамеренно влияет на других людей, чтобы структурировать действия и отношения в группе или организации".
Линейные менеджеры несут ответственность за выполнение деятельности, которая прямо связана с удовлетворением потребностей потребителей.
Личные качества - огромное количество атрибутов индивида, включая разные аспекты его личности, темперамент, потребности, мотивы и ценности.

Маркетинговая стратегия - синоним термина "продуктово-маркетинговая стратегия".
Миссия - наиболее общая цель организации как конкурентоспособной структуры, представленная в наиболее общей форме и четко выражает основную причину существования (назначение) организации. Цель 1-й и низших уровней возлагается для осуществления миссии организации. Чаще всего с того, как организация формулирует своего миссию, можно судить о том, насколько десны и стратегия.
Менеджмент как общая человеческая деятельность допускает принятие индивидом ответственности за свою деятельность и сознательные усилия, направленные на достижение определенного результата.
Менеджмент как особенная профессия развивается в меру отделения разных элементов процесса труда, коши выполнения отдельных его функций полагается не на наемных рабочих, а на владельцев предприятия или их агентов.
Метафора - образ, используемый для выделения существенных характеристик феномена.
Механистическая организация - организация, которая характеризуется высокой степенью специализации рабочих заданий, тесной взаимосвязью ответственности и властных полномочий индивидов и централизацией процесса принятия решений.
Модели участия в управлении изменениями допускают, что менеджмент проводит широкие консультации с индивидами, на которых повлияет запланированное изменение, добиваясь одобрения предлагаемых новаций.
Модель позволяет представить комплексные феномены оригинала (явления, процесса, объекта исследования) с помощью определения их основных характеристик элементов и отношений.
Мотивация - побуждение человека, социальной группы к активной, целеустремленной деятельности; функция управления.

Навыки относятся к способности человека эффективно выполнять разные виды когнитивной или поведенческой деятельности.
Наступательная информационная стратегия допускает позитивные шаги в применении информационной технологии, направленные на повышение результатов деятельности компании.
Низкие расходы как конкурентное преимущество - способность организации продавать сравненный продукт-товар с меньшими расходами, чем конкуренты.

Оборонная информационная стратегия предусматривает возможность неудачи компании в случае использования в единственной структуре несовместимых ИС.
Обратная связь имеет место в том случае, когда получатель демонстрирует реакцию на полученное сообщение.
Определитель заказа - необходимое, но недостаточное для выбора товара требование потребителя.
Открытая система - это система, взаимодействующая с внешней средой.
Отчет о движении средств демонстрирует основные источники денежных поступлений и этапы потерь организации.
Отчет о прибылях и убытках отбивает прибыль, полученную от банковских операций компании за определенный период времени.
Операционная система - программное дополнение, что эффективно в установленном порядке осуществляет предусмотренные операции, обеспечивая получение желательного результата.
Операционные стратегии разрабатываются разными функциями (функциональными отделами) организации, такими как производство, маркетинг, финансы и менеджмент человеческих ресурсов, и делают свой взнос в выполнение корпоративной стратегии.
Организации состоят из индивидов, что для достижения определенных целей стремятся повлиять на других людей с помощью разных процессов, технологий структур и культур, которые создают материальные блага или способствуют росту благосостояния.
Организационная диаграмма - схема, которая отображает основные отделы и высшие руководящие должности организации и отношения между ними.
Организационное развитие - управленческая деятельность, которая имеет своей целью изменение основных аспектов организации, направленное на повышение ее эффективности.
Организация состоит из индивидов, которые хотят для достижения определенных целей повлиять на других людей, которые создают материальные блага, увеличивают общественное благосостояние, ценности с помощью разнообразных процессов, технологий, структур и культур.
Ориентированная на потребителей организация и ее структуры сконцентрированы на выявлении и удовлетворении потребительского спроса.
Органическая организация - организация, которая ожидает от сотрудников совместной деятельности и проявления инициативы при решении возникающих проблем; должностные инструкции, так же, как правила и процедуры, не отличаются четкостью.
Оценка выполнения рабочих заданий - это систематическое изучение процесса труда индивида и его достижений; полученные даны обычно используются для разработки планов.

Партнерство - деловые отношения, основанные на стремлении сторон к совместной деятельности в соответствии с единственным виденьем способов повышения удовлетворенности потребителей на всех уровнях. Партнеры устанавливают отношения, которые позволяют каждому из них попользоваться из избранных ими отраслей бизнеса.
Получатель - индивид, который воспринимает сообщение отправителя.
Препятствие - все, что мешает коммуникациям, усложняет их.
Преобладающая командная роль - относительно часто демонстрируемый тип поведения индивидов, в тех случаях, когда они участвуют в работе команды.
Престиж - мера признания способностей, преимущества знаний, успехов руководителя и уровень влияния этих факторов на тщательность подчиненных.
Приватизация - выкуп предприятий в государства и превращения их в индивидуальную или коллективную собственность
Принципы управления персоналом - правила, основные положения и нормы, с помощью которых должны влиять руководители, специалисты в процессе управления персоналом.
Прогнозирование - процесс научного предвидения, определения тенденций развития и образа будущего.
Прикладная этика - применение философии морали к реальным проблемам, включая вопрос управления.
Продукт (товар) - обобщающий срок, используемый для определения, как материальных благ, так и неуловимых услуг.
Проект - это "уникальное нововведение, которое имеет как начало, так и окончание. Достижение поставленных целей осуществляется сотрудниками организации в рамках установленной стоимости проекта, сроков и качества выполнения".
Продуктовая стратегия - синоним термина "продуктово-маркетинговая стратегия".
Продуктово-маркетинговая стратегия - ключевая подсистема корпоративной стратегии коммерческой организации. Продуктово-маркетинговая стратегия, в первую очередь, нацеленная на анализ, разработку и принятие комплекса стратегических решений в отрасли номенклатуры, ассортимента, качества и объема производства продуктов организации, а также в отрасли реализации продуктов на соответствующих рынках.
Производительность - показатель объема продукции, сделанной из каждой единицы ресурсов.
Промышленное производство - идея промышленного производства отбрасывает ремесленный труд и дает возможность повысить объемы производства товаров с помощью разделения всего процесса на последовательность простых повторяемых операций.
Противодействие - попытки помешать изменениям, не выражая открытого недовольства.
Процесс - способ взаимодействия членов команды при выполнении определенного задания, например, процедура принятия решений в группе.
Псевдокоманда - группа индивидов, которые имеют возможность повышения эффективности общего труда, однако не обнаруживают заинтересованность у развития необходимых навыков и умений.
Психологический контакт - комплекс осознанных обязательств, что индивиды имеют перед другими людьми и организацией.
Психологическая совместимость - соответствие психологических качеств, предопределенное по критерию успешного сотрудничества.

Работодатель – организация (юридическое лицо), которая представляется ее руководителем (администрацией), или физическое лицо, с которым работник нашелся в трудовых отношениях.
Работник - физическое лицо, которое работает в организации на основе трудового договора (контракту); лицо, которое занимается индивидуальной предпринимательской деятельностью; лицо, которое учится в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования.
Рабочая группа - группа работающих преимущественно самостоятельно, но социально взаимодействующих индивидов, которые обмениваются информацией и опытом.
Расходы - денежное выражение деятельности организации или потребления ресурсов. Это внутренний процесс, который относится к блоку контроля производственной организации.
Регулирование - функция управления, которое обеспечивает равновесное состояние институциональных образований экономической системы.
Реклама - форма коммуникации, которая обслуживает рынок и стимулирует спрос и продвижение продукции, услуг, идей к потребителю путем информирования о потребительских свойствах и качестве товара. Главная функция рекламы как важного элемента маркетинговой системы управления заключается в создании и обеспечении гибкой и надежной коммуникативной связи между производителем и потребителем.
Реконструкция - коренная перестройка чего-либо с целью его совершенствования. Комплекс мероприятий для изменения функционирования и развития организации, предприятия, экономики и др.
Реорганизация - изменение структуры и статуса предприятия путем слияния, выделения, поглощения, превращения.
Реструктуризация - изменение структуры чего-либо из определенных параметров (срока, назначения, величины, льгот, выплат и так далее) в связи с условием, которые изменились, и с целью позитивного решения проблемы. Один из методов антикризисного управления (реструктуризация долгов, предприятия, финансов, технологии, персонала и др.).
Ресурсы - необходимые средства (материальные и нематериальные) для выполнения какой-либо работы и получения ее результата.
Риск управленческий - характеристика управленческой деятельности, осуществляемой в ситуации той или другой степени неопределенности, например в результате недостаточности или ненадежности информации, при выборе менеджером альтернативного решения, критерий эффективности которого связан с вероятностью проявления негативных условий реализации или потерь и вероятностью нейтрализации факторов неопределенности и увеличением прибыли. Риск оказывается в процессе реализации продукции производственно-хозяйственной системы и выступает одним из конечных результатов управления.
Роль - сумма ожиданий окружающих относительно индивида, который занимает определенную должность.
Роль менеджера - статус менеджера и соответствующий способ его поведения для обеспечения успешной деятельности организации. Определяется личностью, образованием, опытом, авторитетом, стилем, конкретными обстоятельствами деятельности, ресурсами.
Руководство (лидерство) "допускает процесс социального влияния, когда индивид преднамеренно влияет на других людей, чтобы структурировать действия и отношения в группе или организации". Ключевая компетентность стратегии корпорации - знание, практические навыки и творческие способности организации в отрасли создания и реализации стратегических конкурентных преимуществ.
Рынок капитала сочетает частных и институциональных инвесторов (и, в первую очередь, банки, страховые компании и пенсионные фонды) и пользователей капитала (бизнес-организаций и правительственных заведений).

Санация - реорганизационная процедура передачи собственности предприятия - должника лицам или организациям, которые делают финансовую помощь для его оздоровления.
Сегментация рынка - процесс разделения рынков в соответствии с гетерогенными потребностями больших групп потребителей на более мелкие части или сегменты, в соответствии с их гомогенными потребностями.
Синергия - стратегическое преимущество, которое возникает при сосредоточении двух или больше бизнесы в рамках одной организации. Преимущества основываются на эффекте общих действий, что должны быть (в данном случае) выше, чем простая сумма индивидуальных усилий.
Система - комплекс взаимозависимых элементов, предназначенных для достижения цели.
Система менеджмента - синоним термина "система управления предприятием, организацией".
Система управления - это основана на передовых научных подходах и практических методах система внутренней профессиональной деятельности организации, которая осуществляет эффективный процесс принятия и реализации конкурентоспособных решений. Система управления - главное средство разработки и практического осуществления общей программы управления развитием организации.
Ситуационный подход - подход, который ориентирован на изучение конкретной ситуации на процесс управления. Допускает, что эффективность конкретного управления существенно зависит от его соответствия именно данной конкретной ситуации.
Снабжение (доставка) - выполнение всех обещаний, данных поставщиком потребителю.
Состояние объекта - уникальное сочетание признаков.
Социальная напряженность - общественное явление, которое возникает в результате несогласованности потребностей и интересов, ценностей и установок, норм и традиций субъектов социального взаимодействия (индивидов, организаций, институтов, общностей и др.), которое оказывается в разных формах.
Социотехнических подход - стратегия разработки информационных систем, которая заключается в постоянном повышении результатов деятельности организации и улучшении условий труда сотрудников.
Социотехническая система - это система, результаты работы которой зависят от взаимодействия технической и социальной подсистем.
Стагнация - состояние экономики, социального развития общества, когда застойные явления, падения производства сочетают с растущей безработицей, ростом цен (инфляцией), снижением жизненного уровня народа, социальной напряженностью в стране.
Стратегическая рефлексия - процесс получения особенного (рефлективного) нового знания о том, как разрабатывать правильную, то есть эффективную, корпоративную стратегию и как сделать стратегический менеджмент эффективным в целом. Рефлексия - принцип человеческого мышления, которое направляет его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок. Научная рефлексия - критика и анализ теоретического знания, проведенные на основе применения и выяснения тех методы и приемов, что свойственные данной отрасли научного исследования, потому сама рефлексия является особенным источником нового о своем предмете.
Стратегические саммиты - заседания высших руководителей организаций, посвященные только корпоративной стратегии. Такие заседания, как правило, проводятся методом "полного погружения". Данный метод допускает максимальную концентрацию только на рассмотренной проблеме, кроме каких-либо отвлечений участников на другие вопросы. Подобные заседания, которые получили название "стратегические саммиты", обычно продолжаются 1-2 дня. Мероприятия относительно стратегического саммита чаще всего делают выездными, то есть проводят в местах, где их участники действительно на время могут уединиться от оперативно-тактической "текучки" бизнеса и по-настоящему "погрузиться" в его стратегию. Основной способ работы при стратегических уединениях - это "мозговой штурм" в его всевозможных вариациях.
Стратегический контроллинг - координация функции стратегического анализа целое предвидение, планирование и коррекции стратегии; осуществление контроля за функционированием всей системы в целом; развитие подсистемы информационного обеспечения.
Стратегический менеджмент - синоним термина "стратегическое управление предприятием".
Стратегическое планирование – набор (выбор) конкретных действия и решений, которые начинаются руководством и ведут к реализации стратегий, которые обеспечивают организацию достижения поставленных целей.
Стратегическое управление - подсистема менеджмента коммерческой организации, которая осуществляет весь комплекс конкретных работ профессиональной деятельности из стратегического анализа, развития, реализации и контроллинга стратегии организации.
Стратегическое указание - элемент стратегии, которая представляет достаточно конкретное точное и абсолютно управленческо-технологическое указание, что позволяет осуществлять полноценное бизнес-планирование и принимать конкретные тактические решения. Качество стратегии указаний - это в существенной мере качество самой корпоративной стратегии в целом.
Стратегия - это качественно определенная, обобщенная модель долгосрочных действий организации, что ей необходимо осуществить для достижения поставленных целей с помощью распределения и координации своих ресурсов.
Стратегия корпорации - это деловая концепция организации на заданную стратегическую перспективу, представленная в виде долгосрочной программы конкретных действий, которые способны реализовать данную концепцию и обеспечить организации конкурентные преимущества в достижении целей. Наиболее важный элемент корпоративной стратегии - это ответ на вопрос: как вести конкурентную борьбу? Решающий элемент корпоративной стратегии - целевая ориентация всего комплекса ресурсов организации. В конечном счете, корпоративная стратегия конкретной организации сводится к системе ее конкурентных преимуществ.
Стратегия управления персоналом - подсистема корпоративной стратегии, представленная в виде долгосрочной программы конкретных действий по реализации концепции использования потенциала персонала организации с целью обеспечения ее стратегического конкурентного преимущества.
Структура организации (организационная структура) - "совокупность методов разделения процесса труда на конкретные рабочие задания и координация их выполнения".
Субъективно рациональный - действие является субъективно рациональным, когда она основывается на вере в существование определенных связей между средствами и целями.

Товар (продукт) - обобщающий срок, используемый для определения, как материальных благ, так и неуловимых услуг.
Товарно-материальные запасы - материалы, полуфабрикаты или готовые товары, которые хранятся в ожидании спроса со стороны покупателей, и является чаще цепочки снабжений, которая начинается закупками сырья и заканчивается конечным потреблением (или переработкой отходов).

Центры оценки - организации, что предоставляют многофункциональные программы, разработанные для определения круга кандидатов на замещение вакантных должностей и претендентов на продвижение по карьерной лестнице.
Цепочка создания ценности (стоимости) "разбивает фирму на дискретные виды деятельности из разработки, производства, маркетинга и распределения продукта. Является основным инструментом идентификации конкурентных преимуществ и поиска способов их нахождения".

Этичные потребители - потребители, решения которых о покупках принимаются с учетом этичных аспектов.
Этичный аудит - практика систематического анализа степени, в котором действия организации удовлетворяют этичным нормам.
Этичный релятивизм - утверждение о том, что этичные оценки должны выноситься в контексте культуры.
Этноцентризм - тенденция, когда индивид воспринимает как стандартные отношения в группе, к которой он принадлежит, а все другие группы оценивает как далекие и обычно худшие.
Эффективность - показатель степени, в котором организация выполняет свои задания и удовлетворяет ожидание представителей заинтересованных групп.