Главная » Статьи » Характеристика видов стратегий предприятия |
Такой вид стратегии на нынешнем этапе развития экономики является одним из важнейших. Кардинальные социально-экономические превращения последних лет практически полностью разрушали то, что было создано в течение десятков лет.
Социальная стратегия предприятия - это система принципов, которые определяют направление стратегических решений, которые принимаются руководством касательно состава трудового коллектива, содержания и условий, мотивации и стимулирования труда.
Эта стратегия играет роль своеобразного фильтра, через который пропускаются стратегические решения и который в зависимости от избранного варианта социальной стратегии влияет на конечный результат принятия решения. Выбор социальной стратегии связан с ответами на такие вопросы: А. Чьи интересы и в каких пропорциях учитываются во время выработки и принятия решения? Б. Что представляет собой коллектив предприятия, какова его структура с точки зрения: В. Отвечает ли состав и структура коллектива предприятия заданиям, которые стоят перед ним? Г. Какая численность коллектива должна быть: Д. Какие рычаги управления коллективом являются самыми действенными? Е. Какую ответственность берет на себя предприятие относительно каждого члена коллектива? Ж. Какой подавляющий характер отношений между работниками предприятия? В зависимости от того, к какому типу относится предприятие, какой его потенциал, избранная товарно-рыночная, технологическая, интеграционная стратегии проходит выбор той или другой социальной стратегии. В основу такого выбора положена типизация трудовых коллективов, которые различаются за такими вариантами: Вариант "Стая". В таком коллективе положения работника определяется его отношением к "вожаку", то есть руководителю, а отношения с коллегами характеризуются напряженностью, соперничеством и даже враждебностью. Руководитель в таком коллективе имеет неопровержимую власть. От его склонности зависит уровень и благосостояние того или другого работника предприятия. Такой тип имеет смысл для предприятий, где результаты деятельности определяются независимыми и индивидуальными усилиями каждого работника. В этом случае накопленный производственный опыт не передается по горизонтали и теряется при освобождении работника. Вариант "Семья". В таком предприятии интересы работников и руководства тесно переплетаются и корректируются с интересами коллектива в целом. Для него характерная информационная прозрачность и возможность мультипликационных эффектов от объединения усилий. Руководителем такого предприятия является самый авторитетный работник коллектива. Недостаток этого варианта - возможность ослабления стимулов и интересов к труду. Вариант "Автобус". Коллектив такого типа предприятия рассматривается как временная совокупность работников, которые заинтересованы в достижении конечного результата движения. Благосостояние работников определяется лишь состоянием предприятия в целом. При этом преимущество не отдается ни отношениям с руководителем, ни с коллегами. Поэтому взаимоотношения внутри коллектива возведены к минимуму, а назначение или избрание руководителя не имеет особенного значения. Вариант "Улей". Коллектив такого типа предприятия представляет собой союз, в котором место каждого работника определяется в соответствии с его трудовой активностью и функциональными возможностями. В качестве руководителей такого предприятия выступают самые достойные члены этого союза. Коллектив такого предприятия является жестко структурированным. Недостаток этого варианта - отсутствие гибкости при изменении внешних условий работы предприятия. Вариант "Стадо". Это относительно стабильная группа работников, которая подчиняется лидерам - "пастухам" и подчиняется силе традиций, привычек или инстинкта. Характеризуется минимальными взаимоотношениями между членами коллектива и отсутствием четко выраженных индивидуальных функций его членов. В качестве необходимой составляющей формирования социальной стратегии выступает выбор одного из указанных типов трудового коллектива. Одним из главных рычагов влияния руководства на коллектив выступает политика заработной платы, которая включает такие варианты: 1. Дифференциация заработной платы за профессионально-классификационными группами. Используя дифференциацию, осуществляется стимулирование той части работников, от которой зависят результаты деятельности предприятия. 2. Временная дифференциация заработной платы направлена на стимулирование качественного выполнения неотложных работ. Этот вариант целесообразно использовать в условиях принятия стратегии "инвестиционного удара", серьезных и капиталоемких структурно-технологических смещений в производстве и реализации продукции. 3. Результативно-затратная дифференциация заработной платы используется при сильной зависимости зарплаты от результатов труда конкретного работника. Реализация этого варианта приводит к формированию коллектива типа "Стая" или "Улей". 4. Отсутствие дифференциации заработной платы независимо от характера, интенсивности и результативности труда. Этот вариант хорошо согласуется с "семейным" и "стадным" типами коллективов. По существу, он приводит к установлению четких пределов между коллективом и внешним окружением, поскольку единственным стимулирующим мероприятием при использовании этого варианта остается увольнение работника из работы.
Так называемое дерево вариантов социальной стратегии подаем в таком виде: Социальная стратегия
| |
Категория: Характеристика видов стратегий предприятия | Добавил: | |
Просмотров: 11788 |